Действующий

Гаагская декларация по туризму

II. Упрощение туризма и туристских путешествий, поездок и пребываний

Выводы

39. Скоординированную политику и действия государств по продвижению и поощрению как индивидуальных, так и коллективных туристских путешествий, поездок и пребываний можно назвать упрощением туристских формальностей.

40. Одновременно с быстрым ростом объемов путешествий и туризма в последние годы уточняется и расширяется понятие упрощения туристских формальностей. Сегодня принято различать две основные группы препятствий на пути развития туризма: те, которые затрагивают путешественников в целом (идет ли речь об индивидуальных путешественниках или группах), и те, которые затрагивают бизнес, занимающийся предоставлением услуг туристам.

41. Процесс ликвидации препятствий на пути развития путешествий в целом обычно называется упрощением туристских формальностей, в то время как термин "либерализация" все чаще употребляется для определения процесса, связанного с устранением барьеров в туристском бизнесе и торговле туристскими услугами.

42. Упрощение туристских формальностей переросло свои узкие первоначальные рамки пограничных формальностей и таможенных процедур. Сегодня считается, что речь должна идти о позитивном стимулировании и поощрении путешествий и туризма, в частности, путем принятия мер, позволяющих каждому участвовать во внутреннем и международном туризме, особенно благодаря более совершенному распределению рабочего и свободного времени, введению или совершенствованию систем ежегодных оплачиваемых отпусков и более равномерному распределению в течение года периодов отпусков, а также уделяя особое внимание туризму молодежи, пожилых людей и инвалидов.

43. Исторически сложилось так, что вопросами упрощения туристских формальностей государства занимались на двусторонней основе. Однако впоследствии межправительственным организациям были поручены вопросы упрощения туристских формальностей, затрагивающие отдельные категории путешественников, виды транспорта или типы туристских сделок. В этой связи особо следует упомянуть документы, принятые на заседаниях международных организаций: Чикагскую конвенцию Международной организации гражданской авиации (1944 г.), Конвенцию Киото Совета таможенного сотрудничества (1973 г.), Конвенцию по содействию международному морскому транспорту Международной морской организации (1965 г.). В группу других важных международных договоров и документов по упрощению туристских формальностей входят Единый европейский акт Европейских сообществ (1987 г.), Международные медицинские правила Всемирной организации здравоохранения (1951 г.), Решение-рекомендация Совета ОЭСР по международной политике в области туризма (1985 г.), различные документы, принятые под эгидой Международной организации труда и касающиеся оплачиваемых отпусков, и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1976 г.).

44. Однако эти документы имеют свои ограничения в том, что касается вида транспорта, географического охвата и широты подхода.

45. Существует также потребность в обеспечении большей координации и взаимодействия между различными международными организациями по вопросам упрощения туристских формальностей и либерализации и, что еще более важно, в глобальном подходе к туризму.

46. Последние попытки вывести упрощение туристских формальностей за рамки секторальной защиты, обеспечиваемой рядом существующих документов, на уровень универсального охвата всех bona fide ("настоящих") туристов, независимо от рассматриваемого вида транспорта, нашли свое отражение в проекте Будапештской конвенции по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний.

47. Формальности, затрагивающие путешественников в целом, обычно подразделяются на следующие группы:

(а) паспорта и визы;

(b) валютный контроль и контроль за обменом валюты;

(с) таможенные правила;

(d) медицинские формальности.

а) Паспорта и визы

48. Все требования, связанные с документами, могут рассматриваться в качестве препятствий на пути развития туризма, когда их выполнение плохо организовано, когда заявления произвольно не удовлетворяются, когда взимается чрезмерная плата или когда процедуры слишком сложны или затянуты.

b) Валютный контроль и контроль за обменом валюты

49. Следует напомнить, что валютный контроль и контроль за обменом валюты не только формируют уровень туристских расходов, но могут также привести к сокращению объемов туризма в те места назначения, где введены подобные меры.

с) Таможенные правила

50. Как представляется, основной проблемой является большой разброс в разрешениях на беспошлинный ввоз и вывоз в различных странах; таможенные декларации и досмотры также могут выступать в качестве факторов, сдерживающих туристские расходы.

d) Медицинские формальности

51. Успехи в борьбе против болезней таковы, что в соответствии с действующими международными санитарными правилами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) единственным сертификатом, который необходимо сейчас требовать, является документ о прививке против желтой лихорадки.

52. В последние годы на упрощение туристских формальностей серьезное воздействие оказывают распространение незаконной торговли наркотиками и рост терроризма.

53. Хотя страны вынуждены заниматься обостряющейся проблемой иммиграционных потоков (независимо от того, порождены они экономическим и социальным неравенством между странами или политической обстановкой), необходимо признать, что ограничивающее законодательство в области иммиграции или дискриминационные меры противоречат упрощению международного туризма.

Рекомендации