Действующий

Гаагская декларация по туризму

I. Место туризма в экономическом и социальном развитии

Выводы

1. Значение туризма сегодня и его экономический потенциал можно проиллюстрировать с помощью следующих статистических данных (за 1988 г.):

- по имеющимся оценкам, общие расходы на внутренний и международный туризм (включая стоимость авиабилетов) составляют 12% мирового валового национального продукта;

- было зарегистрировано 1,5 млрд внутренних и международных туристских поездок, в которых приняла участие одна треть населения Земли;

- на долю международного туризма приходилось 6% общего объема мирового экспорта и 25-30% мировой торговли услугами;

- по имеющимся прогнозам, ежегодный прирост международного туризма будет составлять приблизительно 4% вплоть до 2000 года, когда он станет ведущей экспортной отраслью в мире.

2. Потенциальное воздействие этих драматических изменений на экономику, окружающую среду и людей приобретает такие масштабы, что мы можем говорить о "туристской революции".

3. С помощью туризма человек может познать неизведанное, понять и почувствовать мир во всей его полноте; это революция, предоставляющая всем гражданам мира возможность путешествовать, революция, в которой они, испытывая чувство законной гордости, могут принимать участие.

4. Туризм выступает в качестве позитивного и постоянно действующего фактора в расширении взаимопонимания и знаний друг о друге, а значит, в укреплении мира и разрядке международной напряженности; развитие туризма резко затрудняют напряженность и конфликты, и, наоборот, ему всегда способствует мир.

5. Соответствующий досуг является общественной необходимостью, однако он может стать и обузой, если не будет правильно использоваться; из многих возможностей проведения свободного времени ни одна (единственным возможным исключением является телевидение) не приобрела такого значения, как туризм.

6. Экономический потенциал для развития туризма практически неограничен; однако здесь потребуются значительные капиталовложения и затраты.

7. Помимо того, что они приносят прямые доходы, расходы на туризм пронизывают многие уровни экономики, создавая не только прямую, но также и косвенную занятость, обеспечивая поступления в иностранной валюте, государственный доход, помощь ремесленникам и кустарям, а также развитие регионов, не располагающих никакой другой торговой или промышленной базой.

8. В настоящее время доля развивающихся стран в поступлениях от мирового туризма относительно невелика, однако эти страны могут получить больше выгод от международного туризма, и в то же время они никогда не должны забывать о том, что нельзя стремиться к получению прибылей любой ценой.

9. Уже сейчас очень велика доля в общих объемах мирового туризма внутренних туристских поездок и расходов, а значит, и их вклад в экономическое благосостояние и занятость на национальном, региональном и местном уровнях. Помимо этого развитие и упрощение внутреннего туризма являются важным фактором расширения социальных контактов и взаимопонимания между людьми.

10. Развитие внутреннего туризма также способствует созданию базовой туристской инфраструктуры и подготовке специалистов, что окажет странам содействие в плане развития и гармоничной интеграции в международную индустрию туризма.

11. Туризм является экологически чистой отраслью и не обязательно сопровождается катастрофическими последствиями, которые часто сопутствуют индустриализации, однако здесь существует потенциальная опасность как для естественной, так и для культурной среды, что требует внимания со стороны государств.

12. Заботливо охраняемые памятники, жизнестойкие традиции и нетронутая природа станут фактором привлечения туристов и стимулом к многократным посещениям; в свою очередь, расходы этих туристов обеспечат экономическое обоснование для сохранения культуры и окружающей среды данной страны. И наоборот, если эти памятники и окружающая среда не являются объектом эффективной защиты, туристы потеряют интерес к этим местам, а экономические выгоды от туризма сократятся.

13. В отсутствие контроля и планирования рост туризма может привести к социальным, культурным и экономическим трениям между туристами и местным населением, а также к единообразию в поведении туристов и в их потребностях, что в долгосрочной перспективе может оказать отрицательное воздействие на культурное разнообразие и самобытность местного населения в принимающих странах.

14. В настоящее время всемирный туристский спрос носит ярко выраженный сезонный характер; пик спроса приходится на определенные месяцы. Подобное положение дел объясняется не только климатическими и мотивационными факторами со стороны туристов, но также обусловлено имеющейся практикой в промышленности и национальным законодательством, регулирующим ежегодные сроки закрытия предприятий на период массовых отпусков и ежегодные оплачиваемые отпуска для трудящихся. К этому также следует присовокупить и период школьных каникул.

15. Индустрия туризма не смогла сформировать истинное представление о туризме и по крайней мере до сих пор не добилась успеха в мобилизации эффективной поддержки для развития туризма в первую очередь со стороны парламентариев.

16. Национальная туристская индустрия в большинстве стран назначения носит в высшей степени фрагментарный характер и состоит из мелких, самостоятельно управляемых и страдающих от нехватки капиталов туристских предприятий. Хотя это и отвечает в определенной степени несхожим и индивидуалистическим потребностям туристов, наблюдается растущее несоответствие между ними и все более возрастающей концентрацией международного туристского предложения (международные туроператоры, авиакомпании и гостиничные цепи).

17. Из-за международной конкуренции затраты на продвижение индустрии туризма растут как в развивающихся странах, так и в контексте "зрелых" экономик (где туризм все чаще рассматривают как одно из возможных решений проблемы регионального развития). Существует также потребность в оценке эффективности национальной, региональной и местной политики продвижения туризма, проводимой государственным сектором или при его участии.

18. Необходимо, чтобы государственные власти на всех уровнях во всех странах, особенно парламенты, играли активную роль в деле создания благоприятных условий для туризма и, в частности, предоставляли финансовые и другие средства для реализации всеобъемлющих информационных программ, посвященных туризму.

19. Нынешнее и будущее развитие туризма требует более активной поддержки со стороны правительств в плане информации и продвижения туризма, а также обеспечения инфраструктуры; необходимо осваивать новые рынки, предпринимать шаги по обеспечению сотрудничества во всех сферах - государственных и частных - в интересах максимального поощрения сектора туризма.

Рекомендации

20. Туризм необходимо планировать на комплексной основе, принимая во внимание все аспекты законодательства, относящегося к другим секторам, таким, как транспорт, занятость, здравоохранение, сельское хозяйство, связь и т.д.

21. В целом роль парламентариев по каналам законодательной деятельности должна сводиться к анализу, координации, упрощению и регулированию развития как внутреннего, так и международного туризма в контексте приоритетов их национального развития.

22. Страны должны определить свои национальные приоритеты и роль туризма в "иерархии" таких приоритетов, а также оптимальную стратегию развития туризма в рамках этих приоритетов. В контексте этой стратегии наряду с другими вопросами должно быть определено соотношение международного и внутреннего туризма, к которому следует стремиться; при этом необходимо учитывать пропускную способность мест назначения, а также роль государственных, региональных и местных организаций.