Недействующий

 

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПРИКАЗ

от 11 мая 1999 года

Регламент ведения информационного обмена налоговыми органами
в Российской Федерации

_______________________________________________
Действие Регламента отменено на основании
приказа МНС России от 1 ноября 2000 года N БГ-3-24/377
_______________________________________________

     

I. Общие положения

     

1. Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные подразделения в Российской Федерации (управления МНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции МНС России, инспекции МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции МНС России межрайонного уровня).

2. Правовую основу информационного обмена в налоговых органах составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Законы Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", "О безопасности", "О государственной тайне", другие законодательные и нормативные документы в сфере информатизации и защиты информации.

3. В ходе выполнения возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, проведению разъяснительной работы с налогоплательщиками (плательщиками сборов) налоговые органы осуществляют сбор (прием), обработку, накопление, хранение, распространение, передачу (представление) информации как о налогоплательщиках (плательщиках сборов), так и о деятельности налоговых органов.

4. В процессе осуществления указанной деятельности налоговые органы формируют информационные ресурсы, которые сосредотачиваются в них в виде отдельных документов (массивах документов), документов и массивах документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах и банках данных, других информационных системах).

5. В соответствии с действующим законодательством собственниками информационных ресурсов о налогоплательщиках (плательщиках сборов) являются они сами, а налоговые органы в данном случае выступают в качестве владельца информационных ресурсов о налогоплательщиках (плательщиках сборов). Информация о деятельности налоговых органов является собственностью МНС России.

6. Объектами информационного обмена являются: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена.

7. Субъектами информационного обмена являются:

налоговые органы - в рамках МНС России;

налогоплательщики (плательщики сборов) - организации и физические лица (в том числе иностранные);

органы государственной власти;

органы местного самоуправления;

правоохранительные органы;

финансово-кредитные органы;

органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций;

органы, осуществляющие государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащим регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту их жительства;

органы, осуществляющие регистрацию рождения и смерти;

органы, осуществляющие учет и/или регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения;

органы, осуществляющие учет и/или регистрацию транспортных средств;

органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;

органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, нотариусы, осуществляющие частную практику;

внебюджетные фонды;

налоговые и правоохранительные органы иностранных государств;

международные, иностранные и совместные организации;

средства массовой информации.

8. В процессе работы налоговые органы сосредотачивают и используют у себя большой объем массовой информации и информации с ограниченным доступом.

К массовой информации относятся предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную (сведения, составляющие служебную тайну).

9. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

10. Защита государственных информационных ресурсов, порядок накопления и обработки документированной конфиденциальной информации, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в соответствии с его компетенцией либо непосредственно собственником информации в соответствии с действующим законодательством.

 II. Распространение массовой информации
 налоговых органов

       11. К массовой информации налоговых органов относятся:

законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах;

законодательные акты субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;

нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;

информация о правах и обязанностях налогоплательщиков (плательщиках сборов);

информация о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

информация и разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

информация о действующих налогах и сборах;

информация о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

формы установленной отчетности и порядок их заполнения.

12. Распространение массовой информации налоговыми органами является обязанностью, возложенной на них законодательством Российской Федерации, и организуется руководителями территориальных подразделений МНС России. Для этих целей они могут использовать средства массовой информации, предоставлять массовую информацию по запросам граждан и организаций, создавать общедоступные базы данных в органах государственной власти и местного самоуправления, использовать общедоступные серверы в информационных системах, в том числе и в международных.

13. Решением руководства МНС России для опубликования в средствах массовой информации могут быть направлены:

сведения о деятельности налоговых органов, подготавливаемые по запросам средств массовой информации или инициативно;

информация, содержащаяся в материалах пресс-конференций или брифингов;

справочные, статистические и иные материалы, предназначенные для пропаганды и освещения деятельности налоговых органов и налоговой политики.

Запрещается публиковать в средствах массовой информации:

проекты документов, подготавливаемые в МНС России;

сведения, регламентирующие служебную деятельность Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и их территориальных органов;

документы, собственниками которых являются другие министерства и ведомства - без их письменного согласия;

совместные документы без согласия всех сторон, подписавших или утвердивших данный документ.

 III. Информационный обмен сведениями, составляющими
государственную тайну, в налоговых органах

14. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, введенным в действие Указом Президента Российской Федерации от 24.01.98 N 61.

15. Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти является их соответствие действующим в данных органах перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

16. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам не наделено полномочиями по отнесению сведений ведомственной принадлежности к государственной тайне, однако, в процессе своей деятельности налоговые органы пользуются секретными сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению. На основании выписок из Перечней сведений, подлежащих засекречиванию во взаимодействующих и подлежащих налоговому контролю министерствах и ведомствах, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам составляет для использования в практической деятельности собственный Перечень сведений, подлежащих засекречиванию.

17. Работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в налоговых органах осуществляют должностные лица, допущенные к государственной тайне на постоянной основе. В Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам определен Перечень должностей, статус которых, независимо от желания лиц, их замещающих, предполагает ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну.

18. Допуск должностных лиц к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Гражданин не может быть принят на государственную службу или находиться на ней в случае отказа от прохождения процедуры оформления допуска.

19. Организация допуска должностных лиц налоговых органов к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителей территориальных подразделений МНС России, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны.

20. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим организациям, учреждениям и предприятиям, не состоящим в отношении подчиненности и не выполняющим совместных работ, осуществляется с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством Российской Федерации.

 IV. Информационный обмен сведениями, составляющими
служебную тайну налоговых органов

       21. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих служебную тайну налоговых органов. Необходимость проставления пометки "Для служебного пользования" определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ.

22. Работу со сведениями, составляющими служебную тайну, в налоговых органах осуществляют должностные лица, допущенные к служебной тайне на постоянной основе, привлекаемые специалисты, эксперты и переводчики - на временной основе. В МНС России определен Перечень должностей, статус которых предполагает ознакомление со сведениями, составляющими налоговую тайну, и относящимися к служебной тайне налоговых органов.

23. Допуск должностных лиц к служебной тайне осуществляется в добровольном порядке. Гражданин не может быть принят на государственную службу или находиться на ней в случае отказа от прохождения процедуры оформления допуска. Все должностные лица налоговых органов, привлекаемые специалисты, эксперты и переводчики принимают Обязательство о неразглашении служебной тайны.

24. Организация допуска должностных лиц налоговых органов к сведениям, составляющим служебную тайну, возлагается на руководителей департаментов, управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата и руководителей территориальных органов МНС России, а также на их структурные подразделения по информационной безопасности. Вышеназванные руководители несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомится только с теми сведениями, составляющими служебную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения должностных (функциональных) обязанностей.

25. МНС России, являясь владельцем информационных ресурсов о налогоплательщиках, может обеспечить пользователей (потребителей) информацией из своих информационных ресурсов на основе действующего законодательства, Положения о Министерстве и договоров на услуги по информационному обеспечению. Перечень информационных услуг, предоставляемых из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, устанавливает Правительство Российской Федерации. Информационный обмен может быть организован на регулярной основе или на уровне разовых запросов.

Запрещается передача из информационных ресурсов МНС России копий банков и баз данных любым сторонним организациям.

26. Информационный обмен в рамках Министерства Российской Федерации по налогам и сборам

26.1. Информационный обмен между налоговыми органами осуществляется с учетом требований нормативно-методических документов по ведению секретного и служебного делопроизводства, а также требований по информационной безопасности.

26.2. Начальники департаментов, управлений и самостоятельных отделов МНС России, руководители инспекций, руководители организаций, находящихся в ведении МНС России, в пределах своей компетенции, отраженной в Положении о департаменте, управлении, самостоятельном отделе, инспекции, в Уставе или Положении об организации, определяют списки должностных лиц, имеющих доступ к находящимся в их распоряжении сведениям, составляющим служебную тайну.

26.3. Передача сведений, составляющих служебную тайну, сторонним организациям осуществляется в строгом соответствии с настоящим Регламентом.

26.4. Сведения, составляющие служебную тайну, запрещается передавать с использованием средств открытой радиосвязи, по городским и междугородным открытым сетям связи общего пользования. Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, передаются фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями.

26.5. По электронной почте Министерства Российской Федерации по налогам и сборам разрешается обмен только открытыми информационными письмами и ненормативными документами. Передача нормативных документов, с целью исключения их искажения или подделки, должна осуществляться только с применением "электронной цифровой подписи".

26.6. Запрещается обмен корреспонденцией, содержащей сведения, составляющие служебную тайну налоговых органов, по электронной почте Министерства Российской Федерации по налогам и сборам до оснащения ее сертифицированными средствами защиты информации.

26.7. Правом отправки корреспонденции по электронной почте Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в налоговые органы пользуются те должностные лица, которые имеют право подписи исходящих документов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»