СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 1993 года N 185
Об утверждении Положения
о Министерстве экономики Российской Федерации
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства РФ от 26 августа 1995 года N 844. ____________________________________________________________________
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве экономики Российской Федерации.
Первый заместитель
Председателя Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.Шумейко
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 2 марта 1993 г. N 185
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве экономики Российской Федерации
1. Министерство экономики Российской Федерации (Минэкономики России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную экономическую политику.
2. В своей деятельности Минэкономики России руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Минэкономики России являются:
формирование стратегии социально-экономического развития Российской Федерации;
осуществление прогнозно-аналитической деятельности;
определение форм и методов государственного воздействия на экономику, обеспечивающих эффективное использование производственного и научного потенциала, природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства в целях социального прогресса народов России, повышения уровня жизни населения.
4. Исходя из основных задач Минэкономики России осуществляет следующие функции:
а) в области формирования стратегии социально-экономического развития Российской Федерации:
разрабатывает государственную структурную и инновационную политику, определяет приоритеты в развитии отраслей народного хозяйства по стране в целом и ее регионам;
разрабатывает региональные аспекты развития экономики, подготавливает предложения по размещению производительных сил, в том числе важнейших объектов федеральной собственности, определяет совместно с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга особенности проведения экономической реформы в этих регионах, формы государственной поддержки отдельных регионов, в том числе регионов экологических бедствий и других регионов с особыми условиями развития;
разрабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инвестиционной активности, привлечению и регулированию иностранных инвестиций, формирует перечень крупных инвестиционных проектов, осуществляемых за счет республиканского бюджета Российской Федерации;
участвует в формировании федеральной социальной политики, включая развитие потребительского рынка, структуру потребления и доходов населения, определении форм государственной поддержки отраслей социальной сферы, а также общих направлений политики в области трудовых ресурсов, занятости, рынка рабочей силы, создания рабочих мест и переквалификации работников;
разрабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию внешнеэкономических связей, в том числе с государствами участниками Содружества Независимых Государств, взаимовыгодному торговому и экономическому сотрудничеству с ними, а также с Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой, Азербайджанской Республикой и Республикой Грузия, осуществлению совместных проектов и программ;
подготавливает совместно с Минфином России предложения по общим направлениям финансовой, налоговой, кредитно-денежной и валютно-кредитной политики;
разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями политику конверсии, развития оборонных отраслей промышленности и создания мобилизационных мощностей;
б) в области прогнозно-аналитической деятельности:
анализирует социально-экономическую и финансовую ситуацию в Российской Федерации, тенденции развития отдельных отраслей и сфер народного хозяйства, положение на товарных и финансовых рынках, рынках ценных бумаг и фондовых биржах, выявляет диспропорции в развитии экономики страны и определяет пути их устранения;
разрабатывает с участием министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга комплексный прогноз социальноэкономического развития России;
разрабатывает прогнозные балансы важнейших материальных ресурсов, капитальных вложений и совместно с Минфином России финансовых ресурсов, денежных доходов и расходов населения;
определяет ресурсные возможности осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим товарам и услугам, объемы федеральных валютных поступлений и платежей;
в) в области разработки комплексных мер государственного воздействия на экономику, обеспечивающих осуществление стратегии социально-экономического развития:
разрабатывает прогнозную часть бюджетного послания Президента Российской Федерации, участвует в установленном порядке в формировании отдельных статей доходов и расходов республиканского бюджета Российской Федерации;
организует с участием министерств, ведомств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем;
обобщает и в установленном порядке координирует формирование объемов и структуры поставок продукции (выполнения работ, услуг) для государственных нужд, государственных и мобилизационных резервов, резерва Правительства Российской Федерации и государственного оборонного заказа;
разрабатывает меры государственного стимулирования эффективного функционирования системы товарообращения;
разрабатывает с участием министерств, ведомств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга направления использования централизованных капитальных вложений, инвестиционных фондов, кредитов и других централизованных источников финансирования инвестиций;
подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей, в том числе по экономическим соглашениям с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, включая объемы и номенклатуру взаимных поставок продукции;
подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по механизму регулирования внешнеэкономической деятельности, определяет в установленном порядке квоты экспортных поставок стратегических видов сырья и продукции;
участвует в разработке направлений использования централизованных валютных ресурсов, валютно-кредитной политики, в формировании платежного баланса, организует работу по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов, формирует товарное наполнение кредитов, получаемых под правительственные гарантии, вносит предложения о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин;
подготавливает предложения о мерах по регулированию денежного обращения, улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, формированию рынка ценных бумаг и движению акционерного капитала;
участвует в определении основных направлений и методологии приватизации и демонополизации экономики;
участвует совместно с другими организациями в реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового уничтожения и осуществления экспортного контроля за этим процессом, защите государственных интересов в области военно-экономического потенциала России при осуществлении внешнеэкономической деятельности и конверсии оборонных отраслей промышленности, определении условий устойчивого функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях, координации военнотехнического сотрудничества с другими странами;
осуществляет подготовку предложений по совершенствованию системы органов государственного управления.
5. Минэкономики России представляет Правительству Российской Федерации:
программы экономического развития страны на кратко- и среднесрочную перспективу, в том числе федеральные программы структурной перестройки экономики, комплексные прогнозы социальноэкономического развития России и прогнозы отдельных экономических процессов, а также предложения по мерам государственного воздействия на социально-экономические процессы;
доклады об экономическом положении страны, обзоры тенденций и динамики развития отдельных отраслей и сфер народного хозяйства, состояния рынка, динамики цен, социальных процессов и по другим вопросам.
6. Минэкономики России обобщает практику применения действующего законодательства по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в Правительство Российской Федерации. По поручению Правительства Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов законодательных актов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
7. Минэкономики России в целях реализации возложенных на него задач предоставляется право:
координировать работу министерств и ведомств по вопросам, входящим в его компетенцию;
запрашивать и получать от министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, учреждений и организаций материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
принимать по вопросам, отнесенным к его компетенции, документы нормативного характера, обязательные для исполнения министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт -Петербурга, а также предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. В необходимых случаях решения принимаются Минэкономики России совместно или по согласованию с другими органами государственного управления;
разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции;
участвовать в установленном порядке в разработке, рассмотрении и согласовании вопросов социально-экономического развития страны, входящих в компетенцию других органов государственного управления;
участвовать в подготовке и реализации региональных программ, определять совместно с Минфином России централизованные финансовые и другие ресурсы, необходимые для реализации этих программ;
подготавливать предложения по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности, осуществляемой за счет внебюджетных фондов;
участвовать в установленном порядке в согласовании вопросов экономического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами, торгово-экономическими союзами, международными экономическими и финансовыми организациями; в пределах своей компетенции организовывать работу российских частей межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с иностранными государствами;
определять в пределах средств, выделяемых на научные исследования, перечень важнейших работ в области экономики, привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в его компетенцию, Российскую академию наук, отраслевые академии наук, научно-исследовательские организации и другие предприятия, организации и учреждения, а также отдельных ученых и специалистов и участвовать в распределении финансовых ресурсов, направляемых на эти цели;
организовывать проведение экспертиз целевых проектов и программ, имеющих важное народно-хозяйственное значение, и подготавливать предложения Правительству Российской Федерации о целесообразности реализации этих проектов и программ;
созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в его компетенцию, с привлечением специалистов других органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений;
создавать территориальные органы (представительства) в экономических районах для подготовки предложений по их развитию и обеспечения взаимодействия с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
8. Минэкономики России при разработке и реализации общегосударственных экономических программ и подготовке прогнозов осуществляет методическое руководство экономическими службами органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и координацию их деятельности.
9. Минэкономики России вносит в МИД России предложения по формированию состава экономических служб посольств и других дипломатических представительств России за рубежом.
10. Минэкономики России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации.
Министр экономики Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минэкономики России задач и осуществление им своих функций.
Министр экономики России имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Правительством Российской Федерации, и распределяет обязанности между ними.
Министр экономики Российской Федерации:
руководит деятельностью Минэкономики России;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию Минэкономики России;
устанавливает обязанности заместителей Министра и руководителей структурных подразделений Минэкономики России;
в пределах компетенции Минэкономики России издает приказы, инструкции, обязательные для исполнения министерствами, ведомствами и другими организациями. В необходимых случаях Министр экономики Российской Федерации издает совместные приказы и инструкции с руководителями других органов государственного управления;
утверждает структуру центрального аппарата Минэкономики России в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности его работников, штатное расписание центрального аппарата, положения о его структурных подразделениях, а также смету расходов на содержание центрального аппарата Минэкономики России в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;
назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Минэкономики России, утверждает положения (уставы) о подведомственных организациях и учреждениях, заключает контракты с их руководителями;
представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;
координирует деятельность Роскомцен, Роскомрезерва, Роскомторга в части проведения единой политики по вопросам, требующим принятия согласованных решений.
Министр экономики России вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным должностным лицам, кроме прав, относящихся к исключительной компетенции Министра.
11. В Минэкономики России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности и руководящих работников центрального аппарата Министерства.В состав коллегии могут входить представители других министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений, отдельные ученые и специалисты.