Действующий

Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1997 году

Раздел 11. Оценка, прогноз и рекомендации
по укреплению состояния здоровья населения



Процессы формирования здоровья населения достаточно близко отражают происходящие в стране события социально-гигиенического характера. Наиболее острыми проблемами здоровья населения в 1997 году явились крайне низкий уровень рождаемости, высокий, несмотря на некоторое снижение в прошедшем году, уровень смертности, сохраняющийся отрицательный естественный прирост населения. Эти факты получили широкое распространение в парламентских и правительственных структурах страны, в печати и, как считают, необходимы более активные меры предупреждения дальнейшего спада воспроизводства населения.

Существенное влияние на эти процессы продолжают оказывать трудности экономических преобразований, значительная дифференциация денежных доходов населения, а также медленное восстановление численности женщин детородного возраста. Положительный естественный прирост сохранился лишь в отдельных республиках, где русские составляют меньшую часть населения. По мнению специалистов, режим воспроизводства населения во многих регионах близок к критическому состоянию. Необходимы существенные меры социально-экономической стабилизации, снятие психоэмоциональной напряженности у больших групп населения, поддержка молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, как это наблюдается, как правило, после периодов крупных медико-демографических потрясений. Особое внимание должно быть обращено на систему мер дальнейшего снижения потерь от травм и отравлений, потери от которых в 1997 году остаются высокими, преимущественно среди лиц трудоспособного возраста, они значительно превышают все другие причины и оказались беспрецедентными по размерам и тяжести.

По прогностическим оценкам Госкомстата России, демографическое развитие страны в 1998 году и последующих годах по-прежнему будет определяться негативными характеристиками в естественном движении населения. Общий уровень рождаемости останется весьма низким. Общий коэффициент смертности под влиянием процесса старения населения практически не изменится. Миграционный приток может не компенсировать потерь от естественной убыли и сокращения численности населения России.

Повсеместно общий уровень заболеваемости, по данным отчетов, несколько повысился. Несмотря на продолжающееся снижение обращаемости за медицинской помощью регистрация заболеваний увеличилась, устранено очевидное несоответствие между имевшим место ростом смертности и снижением обращаемости и регистрируемой заболеваемости. Замедление падения уровня посещаемости способствует и поддержанию уровня регистрируемой заболеваемости. По-прежнему наиболее распространенными являются болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, болезни нервной системы и органов чувств, болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, травмы. Несмотря на трудности изменившихся условий жизни, санитарно-эпидемиологическая служба способствовала снижению ряда инфекций и повышению уровня вакцинопрофилактики в отношении инфекции детского возраста. В то же время отмечен высокий уровень заболеваемости отдельными инфекционными болезнями, особенно туберкулезом и сифилисом, анемией, регистрируется высокий уровень психических расстройств, особенно алкогольных психозов, аллергических болезней, язвенной болезни, более распространенными стали болезни поджелудочной железы, печени и желчного пузыря, сахарный диабет, снижение иммунитета и другие проявления нарастающей экологической нагрузки и несбалансированности питания.

Ослаблены меры профилактики. Среди психических расстройств все больше внимания привлекают пограничные нервно-психические заболевания, умственная отсталость, проявления длительного стресса, высокая распространенность алкоголизма, в частности, впервые обратившихся за лечением, и его наиболее тяжелого состояния, алкогольного психоза. Все более сложной становится проблема наркомании и токсикомании, особенно в подростковом возрасте, причем оценки действительного распространения этой патологии значительно превышают известные из отчетных данных.

Нарастающая напряженность на рынке труда в известной мере сдерживает не только обращения в связи с профилактическими осмотрами, но и обращения за медицинской помощью в связи с заболеваниями, в результате они не регистрируются полностью или становятся более тяжелыми, хотя медицинские учреждения не ограничивали возможность таких обращений, в 1997 году положение в этом отношении несколько улучшилось. Необходимо широкое ознакомление населения с возможными последствиями такой тенденции. Это особенно важно из-за проникающей в средства информации убежденности, что медицинские учреждения якобы перешли на платную медицину.

Положительной динамики характеристик здоровья населения можно ожидать при улучшении условий жизни, активном формировании здорового образа жизни широких масс населения и поддержании психо-эмоционального и материального благополучия в течение длительного времени. Некоторые признаки такой стабилизации условий жизни, характеристик здоровья населения и медицинской помощи начали проявляться в 1995-1996 годах; 1997 год отличается последовательностью поддержания наметившихся черт стабилизации.

Здоровье матери и ребенка и в прошедшем году проявило себя как важнейший индикатор уровня социально-экономического положения страны. Реакцией на события явилось в целом ухудшение здоровья матери, особенно в период беременности и родов. Физиологически протекающих родов становится не более 30-40%. Проявления этого неблагополучия наблюдаются с подросткового возраста девушек, с их неподготовленности к сексуальным отношениям и семейной жизни, роста сверхранних и внебрачных рождений, смещения части абортов на возрастные группы до 19 лет, ограниченности применения контрацептивных средств. При этом отмечается рост соматической патологии молодых матерей, семейные отношения все чаще становятся лишь партнерскими. Имеет место высокий уровень заболеваемости новорожденных и детей в возрасте до 5 лет. Школьные годы также становятся периодом нарастания хронической патологии. В 1997 году по ряду показателей произошли положительные изменения: с  17,4 до 16,9% снизилась младенческая смертность, зарегистрировано меньше абортов, несколько расширилось применение более эффективных средств предупреждения беременности, значительно возрос охват детей вакцинопрофилактикой.

Падение уровня жизни, ухудшение общедоступной медицинской помощи коснулось, в первую очередь, менее защищенных матерей и детей, что проявилось в низких показателях рождаемости, стабилизации на высоком уровне показателей младенческой и детской смертности, отрицательном естественном приросте населения на большинстве территорий и по России в целом, ухудшении качественных показателей состояния здоровья детского населения. Эти процессы обладают большой инертностью и улучшения здоровья вновь рождающихся поколений детей можно ожидать лишь при условии стабилизации экономического положения страны и роста благосостояния не узкой группы семей, а общества в целом.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения находится в трудном положении, наиболее острыми проблемами 1997 года были обеспечение доброкачественной питьевой водой и питанием, удовлетворяющими санитарно-гигиеническим требованиям.

За счет эпидемии гриппа на 20% возросло число инфекционных больных. Существенные результаты достигнуты в борьбе с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, однако остается высокой заболеваемость вирусным гепатитом, имеют место вспышки брюшного тифа, дизентерии, сальмонеллеза.

Медицинская помощь населению в 1997 году была в основном направлена на поиски оптимальных форм, методов обслуживания, дающих возможность при существующих нестабильных социальных и экономических условиях не только сохранить необходимый объем медицинских услуг, но и повысить их качество путем привлечения местных ресурсов и неиспользованных резервов. Правительством РФ одобрена Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ. Был принят ряд постановлений и приказов по дальнейшему совершенствованию качества и управления медицинской помощью на местах, направленных на использование имеющихся дополнительных ресурсов и резервов. Как сообщают в докладах регионов при продолжавшемся сокращении посещаемости с 10-12 до 79 на одного жителя в год и сокращении численности больничных коек с 120-140 до100-120 на 10000 населения практически сохранилась доступность медицинской помощи, прежние объемы выполняемой ими работы, улучшилось использование ресурсов. Стало особенно заметным повсеместное смещение значительного объема стационарной помощи на внебольничную помощь.

По результатам опроса руководителей здравоохранения субъектов Федерации тенденции стабилизации в области деятельности здравоохранения рассматривался как более благоприятные, чем это было высказано в отношении медико-демографических процессов и особенно социально-обусловленных болезней.

Хотя и с большим отставанием, но в известной мере решаются вопросы финансирования, взаимозачетов, заработной платы медицинских работников, поддержания медицинской науки, повышения оснащенности и качества медицинской  помощи,  санитарно-эпидемиологического надзора. Нарастает число сообщений о трудностях поддержания приобретенных высоких технологий, кадрового и финансового сопровождения их эксплуатации.

Острой остается проблема лекарственной помощи. Многие медикаменты дороги и малодоступны для больных и лечебных учреждений. Распад экономических связей со странами Центральной и Восточной Европы, практически отсутствующая база фармацевтической промышленности в Российской Федерации позволили обеспечить собственным производством лишь в пределах 30-40% потребности в медикаментах. В тяжелом финансовом положении находятся предприятия, производящие иммунобиологические препараты. Проблема осложнилась недостатком оборотных средств для закупки аптечными учреждениями даже сниженных объемов медикаментов. Медицинские учреждения не в состоянии полностью выкупить эти медикаменты для лечения больных.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации все больше уделяется внимания разработке конкретных мер реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, определению приоритетных направлений формирования общей и региональной политики в области здравоохранения. Происходит значительная активизация нормотворческой деятельности на местах, осуществляется принятая государственная программа неотложных мер по обеспечению санэпидблагополучия, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижению преждевременной смерти населения.

Медицинское страхование занимает исключительное внимание работников здравоохранения,  оно стало необходимым как один из инструментов выхода из  экономического кризиса здравоохранения, хотя критика организации его деятельности не ослабевает. Эксперименты, основанные на принципах нового хозяйственного механизма и обязательного медицинского страхования, свидетельствуют о перспективности развития новых экономических отношений в здравоохранении и возможности при росте страхового взноса достаточно полного удовлетворения населения в медицинской помощи.  Необходим лишь более высокий уровень координации действий центральных и местных органов системы охраны  здоровья населения и здравоохранения и дальнейшая разработка единой политики, определяемой общей стратегией развития здравоохранения.

Региональные особенности здоровья населения и здравоохранения свидетельствуют в целом  о сходных процессах в охране и укреплении здоровья населения. Вместе с тем заметно выделяются области с высокой инициативой развития и конкретизации новых экономических отношений в здравоохранении. Переданные для обобщения материалы почти 60 административных территорий свидетельствуют о более успешном решении вопросов здравоохранения там, где и ранее проводились эксперименты  по расширению прав руководителей медицинских  учреждений, введению нового хозяйственного механизма и подготовке к ведению обязательного медицинского страхования. В областях сформировались сети региональных фондов обязательного медицинского страхования и накоплен значительный опыт добровольного медицинского страхования. Как правило, в этих регионах удается улучшить оснащенность учреждений здравоохранения, несколько снизить, без ущерба для здоровья населения, объемы больничной и поликлинической медицинской помощи, компенсировать отставание в заработной плате медицинских работников, практически снять жалобы населения на недостатки медицинской помощи. В отдельных местах, несмотря на общий спад строительства, продолжаемся ввод в действие новых медицинских учреждений и улучшение отдельных показателей здоровья населения. Во многих регионах сложились сильные центры научной поддержки реформы здравоохранения, при необходимой соответствующей договоренности и координации их деятельности становится возможным выравнивание научной базы развития здравоохранения в регионах.

В докладах из регионов подчеркивается в целом сохранение доступности медицинской помощи для населения, необходимость усиления координации действий органов здравоохранения и фонда обязательного медицинского страхования, центральных и местных органов управления здравоохранением, необходимость усиления научного обеспечения реформы здравоохранения, особенно системы управления в современных условиях, важность законодательной и методической проработки ряда общих проблем медико-экономического характера, более широкого использования опыта административных территорий, где удалось достаточно последовательно установить взаимоотношения государственных органов здравоохранения, субъектов медицинского страхования в решении конкретных вопросов формирования программ здравоохранения, медицинского страхования и их обеспечения. Широкое обсуждение основных положений концепции развития здравоохранения Российской Федерации во многом способствовало решению этих вопросов. Ряд выездных заседаний: коллегии Минздрава России, развития его деятельности по связи с регионами, заключение двусторонних договоров с субъектами Федерации и их объединениями также создает базу для интеграции деятельности здравоохранения в стране.

Научно-исследовательское и программное обеспечение развития здравоохранения во многом решается совместной с отдельными регионами проработкой основных направлений реформы здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Ее обсуждение получило поддержку широкой медицинской общественности и позволит объединить усилия Российской Академии медицинских наук, органов и учреждений здравоохранения, других научно-исследовательских учреждений, медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей Российской Федерации.

Вместе с тем в докладах отмечают, что существующие научно-исследовательские разработки в области фундамендальных и прикладных исследований остаются во многом нереализованными из-за отсутствия средств на их внедрение, а ограниченность финансирования клиник институтов и вузов федеральной подчиненности лишило возможности лечиться в них наиболее сложным и тяжелым по характеру лечения больным из всей страны.

Укреплению здоровья населения также способствовали ряд законодательных и правительственных документов федерального уровня, местных актов, направленных на улучшение социальной защиты населения, положения женщин, профилактику неинфекционных болезней, развитие курортов, на поддержку семьи и особенно решение вопросов финансирования здравоохранения и научно-практических программ, выполняющихся при активном участии Российской Академии медицинских наук, учреждений Минздрава России.

В целом сложившиеся в 1997 году тенденции, оценки современного состояния здоровья населения, развития отрасли и медицинской науки свидетельствуют о продолжающемся неблагополучии в формировании здоровья, которое может привести к ухудшению качества населения, ограничению его участия в созидательной деятельности по улучшению социально-экономической ситуации в стране. Очевидно, что путем только ведомственных усилий (Минздрава России, РАМН) назревшие проблемы здоровья населения и науки не решить, поскольку они являются комплексными, межведомственными и многофакторными.

При проведении мероприятий на Государственном уровне, направленных на улучшение здоровья нации, к числу приоритетных и нуждающихся в правовом обеспечении действий по совершенствованию политики в области охраны здоровья граждан необходимо отнести проблемы, выдвинутые в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ.

Основная цель может быть достигнута посредством решения ряда задач. К их числу относятся изменение подходов к формированию политики в области здравоохранения к оценке значимости его вклада в экономику страны,  совершенствование системы управления отраслью, создание эффективной экономической основы здравоохранения, и стимулирования поддержания здоровья, совершенствование организации, системы дифференциации, оказания медицинской и лекарственной помощи, государственная поддержка отечественной медицинской промышленности, всемерное развитие науки, как гаранта успеха намеченных преобразований, решение кадровых проблем с учетом современных потребностей отрасли, максимальное расширение социальной базы здравоохранения.

Среди наиболее актуальных проблем, требующих принятия активных мер, следует отметить устранение негативных тенденций в демографических процессах, модернизацию системы управления, планирования и финансирования работы отрасли, развитие гибкости инфраструктуры медицинской помощи и функционирования основных ее звеньев, проработку механизмов государственного регулирования более многообразной деятельности здравоохранения, медицинской промышленности, разработку системы информированного согласия больших групп населения, семей и каждого гражданина на поддержку и сотрудничество в области охраны и укрепления здоровья населения в Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное выше, необходимо рассмотрение на государственном уровне важнейших характеристик здоровья населения, обеспечение их приоритетности, принятие ряда конкретных документов, подготовленных с целью решения этих проблем.

Приложение