Действующий

Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1997 году

Раздел 8. Региональные особенности здоровья  населения и здравоохранения*

_____________

*Получены доклады из следующих субъектов Российской Федерации, по районам  страны: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область,  Мурманская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область, Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, г. Москва, Орловская область, Рязанская область. Смоленская область, Тульская область, Ярославская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Тамбовская область, Республика Татарстан, Волгоградская область, Пензенская область, Самарская область,  Саратовская область, Ульяновская область, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Башкортостан, Курганская область, Пермская область, Свердловская область, Челябинская область, Республика Алтай, Алтайский край, Новосибирская область, Омская область, Тюменская область,  Томская область, Тюменская область. Республика Бурятия, Республика Бурятия, Иркутская область, Агинский округ, Ханты-Мансийский АО, Приморский край, Камчатская область, Амурская область, Корякский АО, Магаданская область, Калининградская область.

В процессе подготовки доклада в субъекты Федерации были направлены запросы о сложившихся на этих территориях в последние  годы тенденциях в здоровье населения и здравоохранении. Вопросы  включали структурные изменения в ресурсах здравоохранения и их использовании, мнения об эффективности экономических методов  управления, о развитии высокоспециализированных центров медицинской помощи в регионах, развитии службы врача общей практики  (семейного врача), о проблемах управления, финансирования и научного обеспечения реформы здравоохранения в регионе.

Обобщение материалов свидетельствует о поддерживающейся  стабилизации медико-демографических характеристик здоровья населения, в основном, о снижении смертности и сохраняющейся низкой  рождаемости. Из 58 присланных субъектами Федерации материалов в  целом лучше в этом отношении воспринимается положение в 34 территориях, в 10 территориях отмечена противоречивость этих характеристик и из 14 территорий сообщали в основном о неблагополучии в медико-демографических процессах.

Данные о заболеваемости населения, особенно социально обусловленного характера - туберкулез, болезни, передаваемые преимущественно половым путем, наркомания, алкоголизм, психические  расстройства, эпидемические инфекции, как правило, были либо противоречивы - 23 территории, либо неблагоприятны - 26, и лишь из 8  территорий сообщали, в основном, о благоприятных тенденциях в этом  отношении в последние годы.

Оценки деятельности здравоохранения, продвижения в его реформе и улучшении оснащенности учреждений здравоохранения были  в основном положительными в 39 территориях, отрицательными в 4-х  и в 15 территориях положение, в основном, характеризовалось как противоречивое.

Наиболее сложными для всех территорий были вопросы финансирования, правового обеспечения отдельных положений реформы,  связанные с децентрализацией управления трудности координации  деятельности, восстановления вертикали управления и научного обеспечения реформы здравоохранения.

Приводимые ниже в несколько сокращенном виде доклады из ряда субъектов Федерации типичны, в них достаточно полно отражается  сложившееся в стране положение и те конкретные меры, которые необходимы в охране здоровья населения субъектов Федерации и в дальнейшей проработке общих для страны программ по реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ.

Вологодская область. В области стабилизации социально-экономического положения не наблюдается. Уровень здоровья населения снижается, продолжает падать рождаемость, несколько уменьшилась общая смертность, с 1991 года естественный прирост имеет отрицательное значение. Численность населения не уменьшается за счет миграционных процессов.

Исследования зависимости уровня заболеваемости, смертности  населения от условий жизни и доходов отдельных групп населения в  области не проводятся.

В 1997 году отмечается рост заболеваемости по 9 классам заболеваний.

Проблемы в использовании ресурсов здравоохранения остаются.  В целях наиболее рационального их использования проводится реорганизация стационарной сети (сокращено около 1000 коек), исключение дублирования профильных коек, внедряются новые технологии  (врач общей практики, дневные стационары, стационары на дому, стационар одного дня).

Обеспеченность медицинскими кадрами в области остается ниже  показателей РФ. Финансирование отрасли в 1997 году составило 49,8% от  потребности.

Проводимая реорганизация не вызывает удовлетворенности у  пациентов качеством оказываемой медицинской помощи, введением  платных услуг. Оплата труда медицинских работников остается на  очень низком уровне и не соответствует трудовым затратам.

На базе областных и городских больниц для детей и взрослых,  диспансеров развернуты все специализированные отделения, за исключением трансплантологии, большой  кардиохирургии.

Материально-техническая база этих учреждений не готова для  лечения больных из других территорий, нет научной поддержки, так  как в области нет медицинского вуза.

Работа по внедрению врача общей практики, семейного врача  осуществляется согласно плану. Разработаны модели организации работы в городе и на селе. В настоящее время в области работают 4 врача. Они прошли подготовку на центральных базах. Трудности: отсутствие правовой, статистической, финансовой нормативной базы.

Программа гарантированной бесплатной медицинской помощи  определена Постановлением Губернатора области, разработана в рамках возможностей консолидированного бюджета.

Трудности развития экономических методов управления заключаются в отсутствии правовой базы, законов, регламентирующих деятельность отрасли.

Трудности системы управления связаны с децентрализацией  управления (Закон о местном самоуправлении), которая не позволяет  управлять отраслью в полной мере.

Научного обеспечения реформ здравоохранения в области нет.

Ивановская область. Органы и учреждения здравоохранения  Ивановской области строят  свою работу в сложных социально-экономических условиях на фоне неблагополучной демографической  ситуации. Смертность населения, начиная с 1988 года, устойчиво превышает рождаемость. Особую тревогу вызывает рост социально-значимых болезней, онкологической заболеваемости, ряда инфекций.

Структура врачебных посещений в течение 5 лет практически не  меняется. Житель области делает в среднем 9 посещений к врачу в год.

Увеличивается отрицательный баланс между размерами финансирования здравоохранения и реальными потребностями населения с  учетом ухудшения состояния его здоровья. Государственные и муниципальные медицинские учреждения испытывают значительный дефицит во многих позициях, включая оборудование, медикаменты, расходные материалы, продукты питания, средства на оплату труда сотрудников, транспорт. Все сложнее поддерживать на должном уровне  материально-техническую базу ЛПУ.

В области осуществлена реорганизация цеховой службы; при сохранении здравпунктов на предприятиях финансирование ее из бюджета прекращено.

Часть цеховых поликлиник стали функционировать как территориальные учреждения.

Одним из приоритетных направлений в работе Ивановской администрации являются вопросы охраны здоровья матери и ребенка. Управлением здравоохранения и областным перинатальным центром  внедрена система постоянного автоматизированного слежения  (мониторинга) за состоянием беременных женщин. Это позволило снизить показатель рождаемости детей с врожденными уродствами.

Организовано оздоровление детей в летний период, включая базу  сельских, поселковых больниц и детских отделений  районных больниц.

Удалось добиться поставки в область шведской линии по производству детского питания.