Действующий

Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1997 году

Раздел 6. Медицинская помощь населению
и ресурсы здравоохранения


В 1997 году проводилось постепенное, поэтапное реформирование системы здравоохранения страны. Основной задачей проводимой реформы является обеспечение конституционных гарантий граждан в области охраны здоровья, формирование многоукладности здравоохранения с сохранением главных позиций за государственной системой, обеспечение устойчивого функционирования учреждений здравоохранения. В немалой степени этому будет способствовать одобренная постановлением  Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.

Согласно Концепции основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.

Особая роль отводится развитию института врача общей(семейной) практики и развитию ресурсосберегающих технологий.

Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса.

Повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях.

В 1997 году в Российской Федерации в системе Минздрава России насчитывалось 18231 врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.

В число указанных учреждений входят 6152 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений и 11131 поликлинических отделений больниц и диспансеров. Среди самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений 1739 поликлиник (в т.ч. 500 детских), 4084 амбулатории (из них 3876 в сельской местности), 55 хозрасчетных  поликлиник  и  амбулаторий, 47 консультативно-диагностических центров (в т.ч. 11 детских), 70 центров по профилактике и борьбе со СПИД и другие. Стоматологическая помощь оказывалась в 948 самостоятельных стоматологических поликлиниках (в т.ч. 36 хозрасчетных).

Помимо этого в структуру первичной медицинской помощи входили: 3150 станций и отделений скорой медицинской помощи, 631 врачебный, 10483 фельдшерских здравпункта, 43951 федьдшерско-акушерский пункт.

В сравнении с 1996 годом в системе Минздрава России число учреждений, оказывающих врачебную амбулаторно-поликлиническую помощь, сократилось на 360 (2%). Число самостоятельных учреждений увеличилось на 82 (1,4%), в основном за счет амбулаторий, расположенных в сельской местности, и детских поликлиник. Численность самостоятельных стоматологических поликлиник увеличилось на 7 за счет поликлиник для взрослого населения. Общее число врачебных посещений, включая профилактические и посещения к зубным врачам, составило 1186226,1 тыс. на амбулаторно-поликлиническом приеме (на 0,5% меньше, чем в 1996 году) и 90938,5 тыс. на дому (на 0,7% больше, чем в 1996 году).

В 1997 году на 14 уменьшилось число станций и отделений скорой медицинской помощи. Бригадами службы СМП выполнено более 46,7 млн. вызовов, оказана помощь амбулаторно и при выездах около 51 млн. человек.

По сравнению с 1996 годом на 74 уменьшилось число врачебных здравпунктов, на 825 - фельдшерских, на 239 - фельдшерско-акушерских пунктов.

Среднее число посещений на 1 жителя (включая обращения к врачам станций и отделений скорой медицинской помощи) в 1997 году как и в 1996 году - 9,1.

Продолжалась организация таких перспективных форм догоспитальной медицинской помощи, как дневные стационары и стационары на дому. В истекшем году дневные стационары функционировали в 1622 амбулаторно-поликлинических учреждениях, что на 179  больше, чем в 1996 году. В указанных учреждениях было развернуто 29817 мест (что почти на 400 больше, чем в 1996 году), на которых пролечено 867 тыс. больных. Кроме того, в прошлом году в 708 учреждениях были развернуты стационары на дому. В них пролечено 227233 человек.

В 1997 году особое внимание уделялось реформированию первичной медицинской помощи и интеграции в систему здравоохранения врача общей практики (семейного врача). С целью усиления работы в этом направлении в г. Самаре проведена Всероссийская научно-практическая конференция, где были определены основные  ориентиры реформирования первичного звена здравоохранения.

По поручению Правительства Российской Федерации Минздравом России разработан проект федеральной целевой  программы "Семейная медицина", которая находится на согласовании в заинтересованных министерствах и ведомствах, субъектах Федерации. Принятие Программы на федеральном уровне и ее реализация позволят более рационально распределить ресурсы здравоохранения, повысить качество и эффективность оказываемой медицинской помощи, усилить структурную реорганизацию амбулаторно-поликлинической помощи, провести медико-социальную защищенность пациентов.

Наряду с реформой первичной медицинской помощи необходимо дальнейшее осуществление структурной перестройки и оптимизации деятельности учреждений стационарной помощи.

В 1997 году в системе Минздрава функционировало 10771 больничное учреждение: 9675 больниц (из них 4884 - в сельской местности) и 1096 диспансеров, имеющих стационары. В указанных учреждениях было развернуто более 1657,3 тыс. коек. Обеспеченность больничными койками составляет 113,3 на 10 тыс. населения.

В сравнении с 1996 годом уменьшилась численность больничных учреждений на 316 (2,8%) число коек - на 47 тыс., обеспеченность койками - на 3,6 на 10 тыс. жителей.

Необходимо отметить, что коечный фонд во многих случаях используется в недостаточной мере и не по назначению. Так, занятость койки на протяжении последних 5 лет составляет в среднем 302 дня(работа койки в 1997 году составила 30 день). Средняя длительность лечения больного в стационаре составила 16,6 дня (-0,3 по сравнению с1996 года). Продолжает оставаться достаточно высоким уровень госпитализации - 20,5 госпитализаций на 100 чел. населения. Исследования показывают, что до 30% пациентов не требуют госпитального лечения и при оптимальной организации медицинской помощи могли бы получать необходимое обследование и лечение во внебольничных условиях.

Материально-техническая база больничных учреждений во многом не отвечает современным требованиям: 1210 зданий находятся в аварийном состоянии. 2044 требуют реконструкции, 8412 нуждаются в капитальном ремонте. До сих пор сохраняется большое количество коек, которые размещены в приспособленных и аварийных помещениях, не отвечающих требованиям санитарных норм и правил, что не позволяет вести лечебно-диагностический процесс в соответствии с современными требованиями. Многие лечебно-профилактические учреждения требуют реновации. Однако сложившееся финансирование не позволяет в достаточной мере укреплять материально-техническую базу здравоохранения.

Успех и темпы реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации 5 ноября 1997 года N 1387, в значительной степени обусловлены целенаправленной деятельностью, проводимой регионами в этом направлении. Минздрав России, с учетом региональных особенностей, координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций по реализации конституционных прав граждан на получение гарантированной медицинской помощи.

В сложившихся условиях очевидно, что система мероприятий, предусмотренных в Концепции развития здравоохранения, требует постоянной работы Минздрава РФ с органами здравоохранения субъектов Федерации; с этой целью в сентябре 1997 года был организован отдел работы с регионами.

Отдел по работе с регионами является структурным подразделением Управления организации медицинской помощи населению Минздрава России. Основными его задачами являются:

- координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций по реализации конституционных прав граждан на получение гарантированной медицинской помощи;

- организация работы по взаимодействию Минздрава России с органами управления здравоохранением с целью обеспечения единства государственных и региональных интересов в области оказания медицинской помощи населению;

- организация взаимодействия Минздрава России с общественными медицинскими организациями и объединениями с целью обеспечения единой политики в области здравоохранения, активного привлечения общественных медицинских организаций к охране здоровья населения.

Организация работы по изучению особенностей здравоохранения субъектов РФ включает в себя:

- участие в подготовке и осуществлении контроля за ходом реализации федеральных целевых программ в области здравоохранении субъекта Федерации;