Необходимость разработки и реализации настоящей Программы определяется следующим.
Несмотря на безусловные положительные изменения, социально-экономическая ситуация в сфере торговли продолжает оставаться сложной. За последние семь лет, с 1990 по 1997 год, цены на потребительские товары возросли почти в 10 000 раз, что явилось серьезным лимитирующим фактором повышения уровня жизни населения.
Частный сектор, преследуя в первую очередь цель получения прибыли, внес серьезные изменения в структуру столичной розничной торговли и ее географическое расположение. Наибольшая деловая активность наблюдалась в центральных районах города в секторе дорогих магазинов. Соответственно, достаточно остро встала проблема территориальной и ценовой доступности товаров. При этом в наиболее сложном положении оказались москвичи, относящиеся к малообеспеченным группам населения.
Основная масса созданных в Москве по европейским стандартам розничных торговых предприятий относится к верхнему ценовому сектору (супермаркеты, гипермаркеты). В то же время по экономическим причинам пока не получили должного распространения магазины низких цен (дискаунты), приобретающие в современной сложной экономической обстановке особую социальную значимость.
Существующие в настоящее время социально привлекательные формы розничной торговли (муниципальные и мелкооптовые рынки) основываются, как правило, на прямом нарушении действующего законодательства.
Произошедший финансово-экономический кризис значительно обострил существующие проблемы. С одной стороны, рост цен вслед за курсом доллара еще более осложнил социальную обстановку, с другой, уменьшились, несмотря на увеличение товарооборота, налоговые поступления от торговли, что объясняется перемещением торговой активности из сектора магазинов на рынки.