____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 28 июля 2009 года N 693-ПП
____________________________________________________________________
В целях упорядочения экологических требований, предъявляемых к проектированию, строительству и эксплуатации автозаправочных станций, размещаемых на территории города Москвы:
1. Ввести в действие Временные экологические требования при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций на территории г.Москвы с 1 января 1999 года (приложение).
2. Отделу Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды совместно с Управлением транспорта и связи, Москомприродой и другими заинтересованными организациями осуществлять постоянный контроль за выполнением утвержденных Временных экологических требований.
3. Юридическим и физическим лицам, имеющим в эксплуатации автозаправочные станции, принять к руководству Временные экологические требования.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды Бочина Л.А.
Премьер правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Временные
экологические требования при проектировании,
строительстве и эксплуатации автозаправочных станций
на территории г.Москвы
1.1. Временные экологические требования при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций (АЗС) города Москвы разработаны в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, с учетом действующих государственных экологических стандартов, нормативов качества окружающей природной среды, инструкций и правил технической эксплуатации автозаправочных станций, а также других нормативно-технических документов.
1.2. Настоящие Временные экологические требования при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций (АЗС) города Москвы формулируют основные требования экологической безопасности, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности автозаправочных станций, включая стационарные (АЗС), контейнерные (КАЗС) автозаправочные станции и автозаправочные комплексы (АЗК) (в дальнейшем - автозаправочные станции).
1.3. Временные экологические требования предназначены для использования предприятиями, организациями, акционерными обществами, частными предприятиями и иными владельцами, осуществляющими строительство новых, реконструкцию (техническое перевооружение), эксплуатацию и обслуживание автозаправочных станций (АЗС, КАЗС, АЗК) на территории города Москвы, а также представителями органов Государственного экологического контроля - Государственного комитета по охране окружающей среды г.Москвы (Москомприроды).
1.4. Настоящие Временные экологические требования являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, акционерными обществами, частными предприятиями и иными владельцами (далее организациями), имеющими в эксплуатации автозаправочные станции на территории города Москвы независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
2.1. Загрязняющее атмосферу вещество - примеси в атмосфере, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье людей и (или) на окружающую среду.
2.2. Источник загрязнения атмосферы - объект, распространяющий загрязняющие атмосферу вещества.
2.3. Предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющего вещества в атмосферном воздухе - максимальная концентрация примеси в атмосфере, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного воздействия, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом.
2.4. Инвентаризация выбросов - систематизация сведений о распределении источников загрязнения атмосферы на определенной территории, количестве и составе выбросов.
2.5. Предельно допустимый выброс (ПДВ) - масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающая приземную концентрацию, не превышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира.
2.6. Разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду - документ, устанавливающий нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека.
2.7. Канализационная сеть - система трубопроводов, каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.
2.8. Сточные воды - воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека, а также организованного удаления с территории атмосферных осадков.
2.9 Плата за загрязнение окружающей природной среды - плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие загрязнения в пределах установленных лимитов, а также сверх установленных лимитов по ставкам, установленным законодательством Москвы.
2.10. Земли, расположенные в границах водоохранных зон, - земли (территория), примыкающие к акватории поверхностных водных объектов, на которых установлен специальный режим хозяйственной и иной деятельности.
2.11. Захламление земель - размещение в не установленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки, бытовой мусор и др.).
2.12. Самовольное занятие земель - пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.
2.13. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами.
2.14. Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).
3.1. Организации, осуществляющие строительство новых, реконструкцию (техническое перевооружение), эксплуатацию и обслуживание автозаправочных станций, должны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды путем выполнения требований согласованных технологий; обеспечения надежной, эффективной работы очистных сооружений, технологического оборудования, установок и средств контроля; правильного складирования и своевременного обезвреживания отходов; проведения мероприятий по охране земель, вод и атмосферного воздуха.
3.2. Руководители организаций, имеющие в эксплуатации стационарные (АЗС), контейнерные автозаправочные станции (КАЗС) и автозаправочные комплексы (АЗК), обязаны принимать эффективные меры по выполнению природоохранных и экологических требований, соблюдению технологического режима, оздоровлению окружающей природной среды; организовать и обеспечивать проведение производственного экологического контроля на своих автозаправочных станциях (АЗС, КАЗС, АЗК).
3.3. Порядок организации природоохранной деятельности, производственного экологического контроля в организациях, эксплуатирующих АЗС, КАЗС, АЗК должен регулироваться соответствующими положениями, разработанными и утвержденными их руководителями в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
3.4. Ответственность за выполнение настоящих экологических требований, правил технической эксплуатации автозаправочных станций, требований законодательных, нормативных и разрешительных документов по охране природы непосредственно на каждой автозаправочной станции должна быть возложена на ответственное лицо (начальник, мастер или один из операторов автозаправочной станции), назначенное руководителем организации.
3.5. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, имеющие место на всех типах автозаправочных станций, должны учитываться в порядке, установленном правительством Российской Федерации и правительством Москвы. Учет и нормирование выбросов, размещения отходов должны осуществляться на основании результатов инвентаризации источников загрязнения, мест складирования отходов.
3.6. Выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду города Москвы, размещение отходов на автозаправочных станциях должны допускаться на основе разрешений, лицензий на водопользование, выдаваемых Москомприродой или другими специально уполномоченными на это органами. В разрешениях, лицензиях на водопользование должны быть установлены нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, состав размещаемых отходов и условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды.
3.7. Порядок и условия выдачи разрешений на выброс, размещение отходов и лицензий на водопользование определяются соответствующими распорядительными и нормативными документами, введенными в действие Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и Государственным комитетом по охране окружающей среды г.Москвы.
3.8. Контроль за выполнением настоящих Временных экологических требований, соблюдением требований природоохранного законодательства при эксплуатации автозаправочных станций должен осуществляться представителями инспекционных подразделений Москомприроды и другими специально уполномоченными на это органами.
3.9. При эксплуатации АЗС, КАЗС, АЗК руководители организаций, лица, назначенные ответственными за осуществление природоохранных мероприятий, обязаны:
3.9.1. Не реже одного раза в пять лет и после реконструкции АЗС организовывать и осуществлять проведение работ по инвентаризации источников выбросов, сбросов, размещенных на территории АЗС и инвентаризации образующихся отходов.
3.9.2. Обеспечивать контроль за своевременной разработкой проектов нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения АЗС, а также проектов нормативов лимитов размещения отходов производства и потребления на АЗС.
3.9.3. Своевременно в установленном порядке получать (продлевать) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, на размещение отходов производства и потребления, а также лицензию на водопользование (при наличии артскважены и сброса в водный объект или на рельеф).
3.9.4. Выполнять требования по осуществлению производственного экологического контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов размещения отходов и выполнением природоохранных мероприятий.
3.9.5. Обеспечивать проведение инструментальных измерений, контроля за соблюдением разрешенных выбросов в атмосферный воздух и сбросов от источников загрязнения АЗС в окружающую среду, в сроки, определенные планами - графиками контроля. Инструментальные измерения должны осуществляться организациями, имеющими лицензию на право проведения данных работ.
3.9.6. Порядок и условия проведения лабораторных исследований параметров воздуха рабочей зоны и атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны определяются соответствующими распорядительными и нормативными документами органов Госсанэпиднадзора г. Москвы.
3.9.7. Планировать и реализовывать мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию загрязняющих воздух веществ, сокращению или исключению их выбросов в атмосферу, а также улавливанию и обезвреживанию загрязняющих веществ, сбрасываемых в окружающую природную среду.
3.9.8. Вести в установленном порядке учет и отчетность по составу и количеству выбрасываемых и сбрасываемых загрязняющих веществ, образуемых и размещаемых на АЗС отходов.
3.9.9. Выполнять предписания представителей Москомприроды и других специально уполномоченных органов по устранению нарушений требований природоохранительного законодательства и нормативно-технической документации по охране природы.
3.9.10. Согласовывать с подразделениями Москомприроды и другими специально уполномоченными органами все изменения технологического процесса и оборудования, повлекшие изменения условий проектной и другой нормативной и разрешительной документации по охране окружающей природной среды.
3.9.11. Немедленно информировать отдел оперативного экологического контроля Москомприроды обо всех случаях аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
3.9.12. С целью снижения, предупреждения и недопущения загрязнения природной среды своевременно проводить работы по техническому обслуживанию, ремонту и устранению неисправностей на резервуарах, очистных сооружениях и технологическом оборудовании АЗС.
3.9.13. До начала работ по реконструкции, дооснащению АЗС обеспечить проведение работ по разработке технико-экономического обоснования и проекта реконструкции, дооснащения, согласованию разработанных материалов с подразделениями Москомприроды.
3.9.14. При получении предупреждения о возможных неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условиях проводить мероприятия по снижению или прекращению выбросов в атмосферу, в том числе ограничению или запрещению заливки нефтепродуктов в резервуары и заправку автомобилей бензинами.
3.9.15. Согласовывать с Москомприродой места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок представления информации о размещении отходов.
3.9.16. Вести учет наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны.
4.1. Экологические требования к размещению и проектированию АЗС.
4.1.1. При размещении автозаправочных станций должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей природной среды, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических последствий деятельности автозаправочных станций при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.
4.1.2. Предоставление земельных участков под строительство АЗС должно производиться при наличии положительного заключения Москомприроды.
4.1.3. Материалы по оценке воздействия АЗС на окружающую среду должны излагаться в Декларации (ходатайстве) о намерениях. Более подробно эти материалы должны быть изложены в разделе "Прогноз воздействия АЗС на окружающую среду" в составе материалов по экологическому обоснованию места размещения АЗС. Материалы и расчеты о влиянии АЗС на состояние окружающей природной среды и целесообразности строительства АЗС должны быть включены в технико-экономическое обоснование проекта или материалы проекта строительства АЗС.
4.1.4. При размещении, проектировании АЗС должны предусматриваться меры по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ путем использования передового оборудования, систем по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов, сбросов, отходов, в том числе паров нефтепродуктов. Принимаемые меры должны обеспечивать соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в сбрасываемых сточных водах, в том числе и поверхностных.
4.1.5. Место размещения АЗС должно выбираться в строгом соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами развития города, проектами планировки и застройки. При выборе места размещения АЗС должны учитываться: рельеф местности, аэроклиматическая характеристика, естественное проветривание, распространение промышленных выбросов действующих предприятий и условия туманообразования. Запрещается строительство АЗС, КАЗС, АЗК на особо охраняемых территориях и объектах, включая охранные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного (памятники садово-паркового искусства и т.д.) назначения.
4.1.6. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, ликвидацию автозаправочных станций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, подлежат рассмотрению и согласованию Москомприродой. В то же время проекты на строительство АЗС, разработанные в соответствии с согласованным Москомприродой технико-экономическим обоснованием, представлять в Москомприроду не требуется, однако при изменении решений, согласованных в ТЭО, материалы проекта строительства АЗС в обязательном порядке должны быть направлены в Москомприроду на дополнительное согласование.
4.1.7. Предпроектные материалы (ТЭО, ТЭР) по оценке воздействия на окружающую среду должны разрабатываться с учетом проработок по природоохранным мероприятиям в предпроектной документации на основе исходных данных (фоновых концентраций), выдаваемых территориальными органами Росгидромета.
4.1.8. Оценка воздействия на окружающую среду на стадиях проектирования строительства и намечаемая хозяйственная деятельность АЗС должна производиться с учетом разработанных в предпроектных материалах природоохранных мероприятий.
4.1.9. На экспертное рассмотрение и экологическую экспертизу технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства АЗС должны представляться материалы по "Оценке воздействия на окружающую среду" в виде оформленного отдельного раздела "Охрана окружающей природной среды", состав раздела определяется по значению параметра П или Ф. Состав, порядок разработки, согласования, утверждения и проведение экологической экспертизы предпроектной и проектной документации определяется соответствующими руководящими документами.