Представляется уместным и важным поразмышлять о том, что ожидает Европейские Правила в двух широких и связанных друг с другом аспектах, а именно, в переработке и внедрении в практику. Прежде всего, однако, разумно представить обзор исторического и современного контекстов, с точки зрения которых следует рассматривать и приветствовать дальнейшее развитие Правил. За прошедшие десятилетия, в течение которых практика применения Правил приобрела определенный опыт, в пенитенциарной области, по мнению большинства ученых-пенологов и практических работников, открылась новая страница. Сама суть лишения свободы подверглась переоценке. Во-первых, в свете идей и влияния тех представителей общественного мнения, которые активно способствуют прогрессивным переменам. Во-вторых, на фоне тревожных симптомов проявления общественно-политической апатии или даже явной враждебности и выявленных в результате исследований неблагоприятных фактов. Разрыв между теорией и практикой, во многом обязанный своим происхождением нереалистическим ожиданиям администрации пенитенциарных учреждений, обесценил и подорвал веру во многое из того хорошего, что было и есть в системе исправительного воздействия. Немногие могут с уверенностью ответить, является ли лишение свободы составной частью уголовного правосудия и социальной политики или вспомогательной службой, призванной аккумулировать нерешаемые проблемы. Несомненно, теперь мало кто верит, что система уголовного правосудия способна на существенно большее, чем сдерживание повседневной преступности на сравнительно приемлемом уровне. Парадоксально, но факт, что именно тюрьмы и тюремная администрация до сих пор обвиняются в несоответствии этой цели, в то время как все остальные институты социальной сферы бессильны решить задачу. Был как бы создан нравственный и организационный вакуум. Этот факт, а также результаты оценочных исследований, продемонстрировавших, что системы исправительного воздействия очень мало отличаются друг от друга в своей способности к реформированию, привели к выводу о необходимости нормализовать условия жизни и деятельности в местах лишения свободы, возникла идея так называемых "реальных тюрем". Поборники этой идеи придерживались также точки зрения о необходимости уменьшить пагубные эффекты тюремного заключения, что до сих пор недостаточно четко определено и нуждается в объективной и практической проверке. Несомненно, что в пенологии, как и в других науках, происходит неумолимый процесс вторжения новых знаний, идей и свежего восприятия, которые отодвигают или, по крайней мере, изменяют границы нашего невежества и предрассудков. При наличии такой обновленной пенологии, пенитенциарной администрации предстоит переступить не один порог в теории и практике. Правила потребуются для того, чтобы гарантировать, предлагая разумную, прогрессивную схему нравственных ограничений, что этот процесс развития руководствуется непреходящими ценностями и этическими требованиями. Таким образом, мы вправе ожидать дальнейшего роста значимости и актуальности Правил. Они призваны соответствовать прогрессу и вдохновлять будущую пенитенциарную администрацию.
С момента появления правил указанные факторы порождали и формировали постоянные прогрессивные изменения. Правила, как уже указывалось, успешно сосуществовали с меняющимися взглядами на этиологию и природу преступления, а также с как правило неблагоприятными результатами обследования существующих методов и целей исправительного воздействия. Опираясь на силу заложенных в их основу нравственных ценностей и реальную практическую направленность, Правила, должным образом переформулированные, могут рассчитывать на сохранение своей значимости и в будущем. В каких же направлениях будет развиваться это будущее?
Можно ожидать, что сохранится тенденция рассматривать цели, состоящие в исполнении наказания и реабилитации, в более широком социальном аспекте и, вероятно, будет разработана последовательная и реалистическая теория лишения свободы для укрепления интеллектуальной базы, способной подпитывать данный процесс. Общая философская суть Правил должна этому соответствовать. Возникнут существенные сдвиги в управлении и технологии, произойдет переоценка применяемых методов и появятся новые, усложненные операционные модели и оборудование, обслуживаемые компьютеризированными техническими устройствами. Правила обязаны учесть это в том, что касается их практического применения и этического примера. Статус и права заключенных станут еще более заметной темой пенологических дебатов и теорий. В будущем, кроме этого, найдет свое отражение неуклонный рост общественного и политического интереса к социальным проблемам и преступности, а также к связи этих проблем с экономическими условиями. Несмотря на впечатляющие перспективы с точки зрения практики и дебатов, разумеется, недостаточно использовать лишение свободы только как символ общественного осуждения и механизм сдерживания преступности. Переформулировка Правил в реалистическом и прогрессивном контексте, с учетом огромной работы, проделанной Европейским Комитетом по Проблемам Преступности в последние годы, обещает более целенаправленное и оптимистическое будущее.
Возникает также вопрос о практической целесообразности и желательности распространения области применимости Правил (или их части) на другие области социального контроля, которые предполагают заключение под стражу или другие формы ограничений (например, в более широком смысле, речь может идти о полицейском аресте или таких не связанных с заключением мерах, как испытательный срок или принудительный общественно полезный труд). Подобные вопросы в некоторых случаях поднимались, но пока не достаточно хорошо изучены и не являются предметом, относящимся к условиям содержания заключенных или управлению пенитенциарным учреждением, как таковым.
Текст пересмотренных Правил будет представлять для пенитенциарных администраций дальнейшее равитие прежних формулировок и будет включать новые правила, принимающие во внимание общие и практические перемены. В его содержании отразятся результаты работ и докладов Европейского Комитета по Проблемам Преступности и его вспомогательных комиссий. Помимо этого, будут учтены точки зрения и предложения, высказанные Европейскому Комитету по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области в ответ на их запросы, адресованные администрациям пенитенциарных учреждений Европы. Таким образом, переработанные Правила следует рассматривать в контексте основной роли Европейского комитета по Проблемам Преступности в деле координирования законодательств стран Европы, пенологических исследований и изучения проблем преступности и социальных изменений, природы преступности и общественного мнения по проблеме преступности и лишения свободы. Специальные исследования, затрагивающие конкретные аспекты лишения свободы и исправительного воздействия на преступников, включают рассмотрение альтернатив, не связанных с заключением, вынесение приговора, проблемы персонала, малолетних и взрослых преступников, постпенитенциарную опеку, труд в местах лишения свободы, содержание в заключении женщин и, сравнительно недавно, проблемы заключенных-иностранцев, взятие под стражу, содержание опасных преступников, режимы содержания, предоставление отпусков и управление пенитенциарными учреждениями. Пересмотренные Правила могут в будущем послужить важным и эффективным средством доведения до сведения и использования в работе администрацией пенитенциарных учреждений Европы результатов этой значительной научной и практической деятельности. Наряду с теоретическим вкладом подобной работы в содержание Правил, в будущем неизбежно расширение многочисленных сфер их практического применения. Необходимо также всячески способствовать росту авторитета Правил, основанного на убеждении, что они должны отражать реалистические, творческие, и прогрессивные подходы к современным и будущим принципам деятельности пенитенциарной администрации, а в более общем смысле, ко всей пенитенциарной философии.
Переработка правил
На встрече в Страсбурге в мае 1984 года Европейский Комитет по Проблемам преступности поручил Комитету по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области подготовить переработанный текст Европейских минимальных стандартных правил и сопроводительную пояснительную записку. Основы для переработки были заложены в докладе специальной комиссии (1978-1980), информация тщательно отбиралась из официальных отчетов за пятилетний период 1978 и 1983 годов, с учетом точек зрения стран-членов на конкретные предложения по переработке, собранных воедино в процессе подготовки этих отчетов. В результате появились сформулированные ниже широкие критерии, которые были выработаны при общей поддержке Европейского Комитета по Проблемам Преступности совместно с главами пенитенциарных администраций.
В общем подходе предполагается, что переработанные Правила должны соответствовать современной социальной обстановке в Европе, развитию новых философских взглядов на уголовное наказание и переменам в практике пенитенциарной администрации и исправительном воздействии. В новой формулировке переработанные Правила должны, насколько это возможно, отражать современные и вероятные будущие стандарты пенитенциарных учреждений Европы, должным образом учитывая достаточно четко сформулированные программы и политические тенденции наряду с экономическими и политическими соображениями, которые могут сказаться на Правилах в смысле их подтверждения или запрещения. В том, что касается конкретного содержания отдельных пунктов Правил, переработанный текст должен, в дополнение к сказанному выше, принимать во внимание доклады и обзоры Совета Европы; последние научные и практические исследования, проведенные при поддержке других международных организаций, и меры, предпринимаемые в тех странах, где Правила занимают достаточно важные и влиятельные позиции; а также суть и практические следствия, вытекающие из конвенций по правам человека, Декларации по пыткам и аналогичных международных документов. Переработанные Правила должны также уделять должное внимание важной роли и влиянию персонала в управлении пенитенциарным учреждением и исправительном воздействии и, таким образом, насколько это возможно и приемлемо, учитывать его законные устремления в том, что касается работы, чтобы способствовать пониманию и приверженности процессу прогрессивных перемен в обращении с заключенными в рамках Правил.
С юридической и технической точки зрения представляется важным для практической действенности Правил, чтобы их структура и терминология соответствовали их статусу, который заключается в том, чтобы скорее возлагать ответственность на администрацию пенитенциарного учреждения, чем в явном виде предоставлять заключенным индивидуальные права, которые обычно оговариваются в рамках существующих юридических или конституционных форумах. Тем не менее, отдельно подчеркивается, что, добиваясь этого, не допускается ослабления положенной степени защиты прав и интересов заключенных. В текстуальном развитии новых правил предусматривается, что их следует перегруппировать для обеспечения логического упорядочения последовательного изложения материала, который должен быть в свою очередь, расположен в таком порядке, чтобы теснее связать смежные области исправительного воздействия и управления в местах лишения свободы. Есть надежда, что таким образом более подчеркнутым окажется смысл Правил, упростится процедура ссылок и возникнет согласованная основа для формулирования политики и практических приложений. Для улучшения изложения Правил и их оценки с позиций современной философии они должны быть снабжены сопроводительной пояснительной запиской. Она должна помогать разрешению проблем при практическом применении Правил в современных условиях, чтобы поощрять администрации пенитенциарных учреждений к более тесной работе с кодексом стандартов, изложенным в Правилах, и усиливать роль и применение правил, чтобы еще шире распространить их влияние на практике. В переработанном тексте, помимо того, что он должен быть перегруппирован по причинам, изложенным выше, некоторые из существующих пунктов правил, не сформулированные как таковые, но имеющие пояснительный характер, должны быть перенесены в текст преамбулы пояснительной записки, как это подобает. В дополнение к общему пересмотру существующего текста должны быть добавлены несколько новых правил, которые подведут под Правила современную теоретическую базу и приведут их в соответствие с современной и будущей практикой. Помимо новых пунктов, относящихся к персоналу пенитенциарных учреждений, предлагается внести изменения в формулировку существующих правил и сопроводить их комментариями в пояснительной записке, существенно опираясь на работу, проведенную Советом Европы после опубликования настоящего текста Правил в 1973 году. Исключение из этого общего подхода, касающееся проблем персонала пенитенциарных учреждений, обосновывается его неизменной актуальностью и особым вниманием, которое желательно уделять роли сотрудников в контексте новых Правил. Для облегчения процесса претворения Правил в жизнь предусматривается целый ряд дополнительных новых правил и разделов в тексте пояснительной записки. Например, предполагается включить в пояснения или правила пункты, касающиеся доступности текста Правил для заключенных и сотрудников, а также их использования в процессе управления и обучения. Им надлежит также отразить развивающиеся тенденции в пенитенциарной теории и практике, о которых упоминалось в Совете Европы, как, например, цели ресоциализации, усиление внимания к контактам с внешним миром, поэтапная подготовка к освобождению, современные принципы управления пенитенциарными учреждениями, планирование режима содержания, роль персонала, стандартные условия проживания, труд и обучение в местах лишения свободы, режим содержания специальных категорий заключенных и роль общественного мнения. Таким образом, формулировки и полномочия переработанного текста новых Правил и Пояснительной записки должны быть основаны на следующих документах.
Резолюции и рекомендации Комитета министров:
- Резолюция (77) 26 о статусе, найме и обучении персонала пенитенциарных учреждений;
- Резолюция (68) 254 о статусе, отборе и обучении руководящего состава персонала пенитенциарных учреждений;
- Резолюция (73) 17 по обращению со взрослыми преступниками, отбывающими краткосрочные заключения;
- Резолюция (75) 25 по труду в местах лишения свободы;
- Резолюция (76) 2 по обращению с заключенными, отбывающими длительные сроки наказания;
- Резолюция (78) 62 по детской преступности и социальным переменам;
- Рекомендация N R (80) 11 по содержанию подследственных в местах лишения свободы;
- Рекомендация N R (82) 16 по предоставлению отпусков заключенным;
- Рекомендация N R (82) 17 по содержанию под стражей и обращению с особо опасными преступниками;
- Рекомендация N R (84) 12 относительно заключенных-иностранцев.
Доклады Совета Европы:
- Женская преступность (1980);
- Управление пенитенциарными учреждениями (1983);
- Заключенные-иностранцы (Рекомендация N R (84) 12) (1985)
Материалы общеевропейских семинаров, включая, в особенности, те, которые были посвящены подготовке к освобождению и обучению в местах лишения свободы, что является в настоящий момент предметом изучения специальной комиссии.
Вероятно также, что определенное внимание будет уделено новому названию переработанных Правил, которое сможет более явно отразить развитие их роли и статуса, а также отчетливее подчеркнет их европейскую принадлежность.
Реализация Правил
В Документе КСПО (85) 1 содержится расширенный итоговый отчет о современном уровне реализации Правил в Европейских пенитенциарных службах с указанием проблем, которые мешают, в той или иной степени, полностью применять Правила на практике. В значительной мере эти недостатки функционирования связаны с проблемами ресурсов, возникающими вследствие непригодности доставшихся в наследство от прежних времен тюремных зданий, в которых встречаются помещения, где зачастую содержится большое количество заключенных, отбывающих как короткие, так и длительные сроки наказания, а дата постройки зданий восходит к 19 веку, а кое-где даже и к более раннему периоду. Эта проблема как раньше, так и теперь усугубляется переполненностью тюрем и вечными проблемами финансирования ремонтных и строительных работ. Поскольку Правила могут повлиять на первоочередность распределения средств как вне, так и внутри пенитенциарной системы, это должно помочь администрации учреждения в процессе преодоления затруднений и эффективной борьбы с обстоятельствами, приведшими к неудовлетворительному уровню поддержания стандартов, декларируемых Правилами. Однако некоторые из подобных проблем относятся к стилю руководства, традиционной практике и слабости статуса и применимости Правил, вызванных их недоступностью, языковыми или процедурными факторами. По вышеупомянутым причинам новый вариант Правил должен предусмотреть изменение манеры изложения и ярче сформулировать намерения, чтобы прояснить природу и внутреннюю суть тех обязательств, которые, согласно Правилам, возлагаются на администрацию пенитенциарных учреждений. Подразумевается, что это должно способствовать принятию Правил и облегчить их использование в качестве критериев во всех областях управления пенитенциарными учреждениями, включая, особенно в данном контексте, формулировку политики, планирование и развитие, систему и стиль управленческой деятельности. Инспекции на государственном уровне рассматриваются как нужные и все более важные организационные мероприятия на пути обеспечения максимально возможного уровня соблюдения Правил. Как организовать инспекцию, какую методику использовать, каковы ее статус и полномочия - вопросы, решаемые на внутригосударственном уровне. Потребность в надзоре и инспекции на национальном уровне, осуществляемых в соответствии с духом и буквой Правил, может быть подкреплена и усилена международным соглашением, заключенным в рамках резолюций или рекомендаций Совета Европы. Подобный документ мог бы в свою очередь подчеркнуть роль самого Совета Европы, состоящую в усилении влияния национальных средств, используемых в этой области.
Как указывалось ранее, Совет Европы первоначально предполагал, что контроль за выполнением Правил в Европе будет производиться посредством регулярных встреч директоров администраций пенитенциарных учреждений. Однако практика показала, что потребность в использовании значительного времени на этих встречах для обсуждения других неотложных проблем, а также то, что встречи проводились с интервалом в два года, не дает достаточных оснований для выполнения подобной задачи. Это послужило одним из факторов, приведших к созданию Комитета по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области.