Действующий

Европейские Пенитенциарные правила

Часть 3
Персонал

В современных пенитенциарных системах все больше признается важность той работы, которую осуществляет персонал на всех уровнях управления пенитенциарными учреждениями и содержания заключенных. Кроме того, более либеральные режимы принятые в современных пенитенциарных системах, дающие заключенным больше возможностей для общения вне своих камер, усложняют работу персонала. Требуется большая координация, персонал должен лучше понимать цели исправительного воздействия на заключенных и свою роль в связи с этим. Это, в свою очередь, привело к изменению установок и функций персонала. Нижеследующие правила особо выделяют важность функций и статуса персонала пенитенциарных учреждений. Эти правила также направлены на то, чтобы в своей работе персонал больше опирался на правила как на практическое пособие и концептуальную основу, задающие рамки, в которых работники пенитенциарных учреждений могут совершенствовать свои собственные роли и повышать профессионализм.

Подбор сотрудников, их обучение и достижение ими тех высоких стандартов, которым должен соответствовать персонал пенитенциарных служб, являются первоочередными задачами пенитенциарной администрации. Выполнение этих задач значительно облегчается, если работники считают свои функции полезными для дела и ответственно к ним относятся, а их выполнение приносит личное и профессиональное удовлетворение. Особенности, присущие такому труду в силу его природы, связаны и с представлением, существующим у населения, о местах лишения свободы как общественных институтах, выполняющих в обществе важную и необходимую роль. Именно такие критерии определяют отношение общества к пенитенциарным учреждениям и, соответственно, степень их привлекательности для тех высококвалифицированных профессионалов, которые рассматривают возможность поступления на службу в эти общественные учреждения. Администрации мест лишения свободы должны стремиться к тому, чтобы шире освещать работу пенитенциарных служб, показывая, насколько полезен и важен их вклад в жизнь общества.

Этим более общим целям должны соответствовать и надлежащее руководство персоналом, и конструктивные и эффективные взаимоотношения с промышленностью. В этой части правила имеют своей целью установление минимальных стандартов, затрагивающих все упомянутые аспекты политики по отношению к персоналу и совместимых с общими принципами, лежащими в основе настоящих правил в целом, особенно в том, что касается практики пенитенциарного управления и условий содержания заключенных. Наличие возможностей для продуктивного труда и связанные с ним проблемы, требующие безотлагательных решений, превращают современное тюремное заведение в поле для творческой деятельности и смелых поисков, в которых сотрудничество между администрацией и персоналом может быть основано на общих устремлениях. Правила задают этические рамки для достижения этой цели и ставят практические задачи, которые предопределяют подходы к решению как управленческих, так и повседневных практических проблем.

51. Данное правило однозначно определяет решающую роль персонала как основного ресурса управления и подчеркивает приоритетную значимость функции управления во всех правилах, касающихся персонала.

52. Данное правило прежде всего выделяет необходимость использовать ресурсы персонала, опираясь на практику оптимального управления, во всех областях, способствующих повышению качества работы персонала, его эффективности и профессиональной удовлетворенности. Обучение должно рассматриваться не просто как средство передачи профессиональных знаний, навыков и опыта, каким бы важным это действительно ни было. Обучение должно также служить тому, чтобы повышать преданность делу и профессиональную гордость, которые являются важнейшими составляющими общественной службы, предназначенной для того, чтобы служить на благо членов общества и заботиться о тех, кто оказался в неблагоприятной ситуации, со всеми разочарованиями и фрустрациями, неизменно сопутствующими выполнению этого долга.

53. В критических ситуациях недостаточно просто задействовать предназначенные для этого службы. Хотя вопрос о том, на каком уровне и с какой интенсивностью нужно проводить политику в области развития связей о общественностью и является предметом для рассуждений, существует потребность в четком и полномасштабном функционировании. При этом организация должна быть нацелена на создание постоянных долгосрочных программ, обеспечивающих поступление необходимой позитивной информации, особенно в тех случаях, когда в ее достоверности и практической целесообразности можно нe сомневаться. В свою очередь, нужно осуществлять руководство персоналом на самых различных уровнях и предоставлять ему помощь при выполнении конкретных заданий по установлению связей с общественностью, чтoбы способствовать как работе пенитенциарных служб, так и лучшему пониманию ее сути. Тем не менее, основными целями политики в области связей с общественностью, какими бы разнообразными они ни были на практике, должны быть те, которые оговорены в данном правиле. Ключевыми словами здесь являются надежность, понимание, творческий подход и преемственность. Успех в этой области в значительной мере зависит от персонала, который и много получает от этого успеха.

54. Предполагается, что требования данного правила будут отражены в политике администрации по отбору и найму персонала. Было бы также желательным, чтобы лица, ответственные за эту политику и процедурные меры, принимаемые для ее проведения, не забывали бы при этом о правилах, касающихся персонала, и в особенности Правила 54.

55. Основная цель данного правила - подчеркнуть важную роль персонала и его профессиональной компетенции. Требования, содержащиеся в первых двух пунктах правила, в целом уже заняли прочное место в большинстве пенитенциарных систем и их программах обучения. Но это не должно мешать внедрению нового мышления и творческому развитию этих программ с помощью самого современного опыта и методов, а также внесений изменений в них для приведения их в соответствие с меняющимися требованиями, предъявляемыми к работе в пенитенциарных учреждениях. Программы обучения теряют свою ценность, если они становятся статичными; напротив, развивающаяся и динамичная стратегия обучения будет служить стимулом для проходящего обучение персонала и других лиц. К правилу был добавлен третий пункт, чтобы расширить возможности обучения, добавив к ним внешнее измерение, которое обязательно получит дальнейшее развитие, если пенитенциарная администрация будет рассматривать его в контексте социальных проблем. С большим успехом можно использовать возможности обучения в университетах и других учебных заведениях за пределами мест лишения свободы, взаимные ознакомительные поездки персонала в другие страны, а также изучение целей и функций других общественных учреждений. Четвертый пункт правила признает необходимость ознакомления персонала с содержанием и основополагающими принципами Европейских пенитенциарных правил и Европейской конвенции по правам человека, которая уже оказывает определенное влияние на пенитенциарную администрацию. Упоминание этих двух важных европейских документов в программах обучения имеет своей целью не просто предоставить конкретную информацию и служить руководством к действию, а включать их в более широкий уголовно-правовой и социальный контекст.

56. Для любой ситуации, связанной с властью и ответственностью, особенно важно, чтобы положительный пример и уважение признавались главной движущей силой улучшения результатов, достигнутых как теми, кто управляет, так и теми, кем управляют. Это зависит от стиля руководства и правильно поставленных целей обучения.

57. В последние годы стало обычным привлекать специалистов для управления пенитенциарными учреждениями и режимами либо в качестве штатных сотрудников, либо на временной основе в качестве работающих по совместительству. Эти меры уже доказали свою целесообразность и должны развиваться и впредь на основе положений данного правила. Однако следует позаботиться о том, чтобы не принизить авторитет основного персонала, что может произойти вследствие развития специализированных служб, и поэтому необходимо поощрять персонал к сотрудничеству со специалистами в той мере, в какой это является полезным и целесообразным.

58. В данное правило внесена поправка, чтобы придать большую значимость профессиональному статусу директоров. Правило также признает, что в современных условиях с более развитыми средствами связи и меняющимися социальными условиями более нет необходимости в том, чтобы директора жили на территории или вблизи места лишения свободы.

59. Это очень ценное правило, важность которого возрастает по мере утверждения современного стиля руководства и усложнения повседневных оперативных процедур и режимов. Имеются, однако, проблемы практического порядка и связанные с недостаточностью ресурсов, которые должны решаться в зависимости от конкретной ситуации. Но в целом они успешно решаются в рамках организационных структур и консультативных процедур, а также благодаря адекватному стилю руководства и использованию современной технологии.

60. Данное правило еще раз подчеркивает необходимость предоставления помощи заключенным, имеющим языковые проблемы.

61. Данное правило было усовершенствовано, чтобы подчеркнуть необходимость оказания квалифицированной медицинской помощи в любое время, и признает тот факт, что в некоторых ситуациях лучше, чтобы это делал медицинский персонал лечебных учреждений органов здравоохранения. Требование проживания вблизи места лишения свободы было снято (см. также Правило 58).

62. В новой формулировке правила подчеркивается целесообразность использования персонала обоих полов на всех уровнях и во всех пенитенциарных учреждениях. Более широкое использование как мужского, так и женского персонала должно стать нормой современного управления пенитенциарными учреждениями, имеющей свои преимущества и в контексте режимов исправительного воздействия.

63. Данное правило было несколько усилено. Хотя было бы не совсем правомерно включать его в перечень правил как самостоятельное, желательно, чтобы и во внутреннем регламенте, и в процессе обучения персонала подчеркивалось, что сила применяется, как правило, только в санкционированном порядке в случае крайней необходимости и в полном соответствии с правилами. Однако всегда будут возникать ситуации, в особых условиях мест лишения свободы, требующие немедленного применения силы без специального на то разрешения в силу срочности ситуации. В таких случаях нужно действовать в соответствии с частью 1 данного правила, а пенитенциарной администрации рекомендуется в этом случае требовать от директора соответствующего места лишения свободы письменный отчет об этом инциденте.