Предварительное издание
Частное соглашение в социальной сфере и здравоохранении
Страсбург
В основанный 9 мая 1949 года десятью государствами в качестве первой политической организации Европы с первой международной парламентской ассамблеей Совет Европы в настоящее время входят тридцать два государства-члена: Австрия, Бельгия, Болгария, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Эстония.
Задачей Совета Европы является достижение большего единства среди его членов с целью защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействия их экономическому и социальному развитию. Достижение этой цели входит в обязанности двух органов - Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи, которым помогает техническая и административная структура - Секретариат.
Совет Европы имеет очень широкий круг полномочий в соответствии со своим Статусом; лишь вопросы обороны находятся за пределами его компетенции.
Его деятельность охватывает все сферы жизни Европы и отражена в большом количестве разных документов: рекомендациях и резолюциях, обращенных ко всем государствам-членам, конвенциях и соглашениях, заключаемых ими. Однако в случае, если некоторые государства желают заниматься определенным видом деятельности, в которой не все их европейские партнеры хотят участвовать, они могут заключить "частное соглашение", которое будет обязательным только для них.
Комитет по реабилитации и интеграции инвалидов* в настоящее время состоит из экспертов от Министерства Труда, Специального Обеспечения и Здравоохранения следующих государств-членов Совета Европы: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Венгрия, Ирландия, Польша и Канада участвуют в его работе в качестве наблюдателей.
----------------
* Для того чтобы соответствовать идеям философии, положенным в основу его работы, Комитет по реабилитации и Устройству Нетрудоспособных на своей четырнадцатой сессии решил принять название "Комитет реабилитации и интеграции инвалидов".
Комитет разработал общие принципы политики реабилитации и интеграции инвалидов и представил правительствам ряд конкретных рекомендаций.
По случаю Международного года инвалидов (1981 год) комитет счел необходимым свести воедино все принятые им резолюции с целью воплощения, среди прочих, принципов участия в жизни и самодеятельности инвалидов, которым был посвящен Международный год. С этой целью в 1981 году был образован комитет экспертов для пересмотра и обновления различных резолюций в области реабилитации. Комитет экспертов собрался на свое первое заседание 21-23 июня 1982 года и завершил свою работу в марте 1984 года.
17 сентября 1984 года Комитет министров принял Резолюцию АР (84) 3, в которой содержится полная программа последовательной политики реабилитации, а также общие принципы, практические меры и конкретные положения этой политики.
После публикации резолюции на английском и французском языках Секретариат проконтролировал ее перевод на немецкий, голландский, итальянский, испанский и португальский языки, а также ее самое широкое распространение.
Вскоре возникла необходимость привести последовательную политику в соответствие с прогрессом, достигнутым в области реабилитации в разных странах, в частности, в соответствие с результатами работы Комитетов экспертов по специальным вопросам.
Поэтому в 1988 году Комитет по реабилитации и устройству нетрудоспособных решил создать комитет экспертов для пересмотра Резолюции АР (84) 3с указанием учесть выполненную работу по подготовке немедицинского персонала, созданию технических устройств, меры социальной реабилитации лиц с умственными недостатками, положения о спорте "Европейской хартии о спорте для всех: инвалиды" и практические меры устройства на работу и социального обеспечения инвалидов.
На своей четырнадцатой сессии (Хельсинки, 11-14 июня 1991 года) Комитет по реабилитации и устройству нетрудоспособных принял пересмотренный текст резолюции и представил ее для принятия специальной Конференцией министров, отвечающей за политику в отношении инвалидов в соответствии с договоренностью, достигнутой на его тринадцатой сессии.
На своем первом заседании в Париже 7 и 8 ноября 1991 года, созванном по приглашению и проходившем под председательством Государственного секретаря по делам инвалидов и пострадавших от несчастных случаев, господина Мишеля Жильберта, министры, ответственные за политику в отношении инвалидов, единогласно подтвердили необходимость принятия последовательной политики с точными целями, то есть всеобъемлющей политики, охватывающей все сферы жизни и учитывающей все этапы в развитии отдельной личности. Министры также согласились, что концепция самостоятельности инвалидов предполагает их полное участие в жизни общества и признание их права на независимость.
В заключительном заявлении Конференции министры решили поддержать последовательную политику в отношении инвалидов и предложить Комитету министров принять предложение Комитета по реабилитации и интеграции инвалидов в качестве типового документа. Этот документ был принят в форме Рекомендации N R (92) 6 Комитетом министров (с участием всех государств-членов Совета) 9 апреля 1992 года на 474-м заседании заместителей министров.
Принцип полного участия в жизни и равенства, который побудил Организацию Объединенных Наций объявить 1981 год Международным годом инвалидов, расширил концепцию реабилитации, и поэтому этот принцип должен получить положенное ему место среди задач последовательной политики, в которой целям реабилитации должны соответствовать надлежащие средства и способы их достижения. Приняв эти новые направления, общество получит пользу от той активной роли, которую могут играть сами инвалиды.
1. Цели
Цели реабилитации заключаются в том, чтобы предоставить инвалидам, вне зависимости от характера и причин их инвалидности, наибольшую возможность участия в социальной и экономической жизни, а также и независимость.
Независимость для инвалида означает получение как можно более полной самостоятельности, а ее можно добиться с помощью мер, содержащихся в процессе реабилитации. Для того чтобы стать как можно более независимыми и больше не играть второстепенной роли в обществе, инвалид должен сам принять активное участие в его* собственной реабилитации. Эта тенденция проявляется все более и более на всех этапах процесса реабилитации. Прослеживается переход от системы реабилитации в учреждении, основанной на зависимости инвалида, к системе, при которой подчеркивается предоставление ему наибольшей независимости, вытекающей из полного признания его права быть другим человеком. Общество обязано приспособить себя для удовлетворения особых нужд инвалидов.
----------------
* Слова "его", "он" и "сам" должны пониматься как относящиеся и к мужчинам, и к женщинам.
По современной концепции реабилитации требуется все большее участие человека в определении и выборе своего процесса реабилитации, в оценке результатов различных этапов реабилитации и в любой адаптации или модификации этого процесса.
2. Ресурсы
Технические и финансовые ресурсы и применяемые методы должны быть направлены на достижение поставленных целей.
Что касается технических ресурсов, то важно, чтобы процесс проходил ритмично, обеспечивал соответствие между установленной программой и ее осуществлением. Такое соответствие достигается общей организацией государственных учреждений, отвечающих за разработку и применение национального законодательства в области реабилитации инвалидов, а также частных учреждений, участвующих в ее осуществлении.
Подготовка персонала для работы в области реабилитации инвалидов должна основываться и развиваться на принципах интеграции инвалидов.
Что касается финансовых ресурсов, то для целей интеграции требуется наличие в особенности достаточного количества таких ресурсов.
3. Методы
В национальных программах и законодательстве о реабилитации инвалидов необходимо обращать все большее внимание на профилактику и раннее лечение заболеваний, инвалидности и недостатков, а также на возможность полного участия инвалида в процессе реабилитации. В этих программах необходимо учитывать как внутренние, так и внешние факторы, воздействующие на человека и на его инвалидность.
Целью профилактики является исключение риска или ограничение последствий заболевания или инвалидности. Раннее обнаружение на систематической основе, как обязательной, так и добровольной, в соответствии с современной практикой в государствах - членах Совета, дает два преимущества:
- устранение причины или причин болезни или заболевания, или противодействие им, как только они возникнут;
- наиболее раннее начало процесса реабилитации соответствующих лиц.
Медицинская реабилитация является важным этапом в процессе реабилитации и должна четко координироваться с образовательными, трудовыми и другими мерами, входящими в этот процесс. Медицинская реабилитация основана на подробном диагнозе, который необходимо ставить как можно раньше, а также целом ряде способов специального лечения и надежных методах.
С помощью информационных и просветительских кампаний по реабилитации, сообщающие населению о положении инвалидов, достигаются две цели: сообщение информации о тех трудностях, с которыми сталкиваются инвалиды, пытаясь узнать о своих потенциальных возможностях и получение поддержки населения работы по их дальнейшей реабилитации и интеграции.
Интеграция требует, чтобы население, учителя, друзья и знакомые и другие лица, в особенности семья инвалида, играли все более значимую роль в поддержке своими действиями усилий самого инвалида. Роль семьи особенно важна, и необходимо представлять соответствующую помощь семье, заботящейся об инвалиде.
Наем инвалидов на работу в обычную среду обеспечивает их полную интеграцию. Такому найму должна содействовать школьно-ученическая ориентация с возможной физической реабилитацией, профессиональной ориентацией и подготовкой, а также общая реабилитация. Кроме того, необходимы технические и другие меры для того, чтобы приспособить рабочие места для инвалидов.
Координация является важным элементом последовательной политики реабилитации. Ее необходимо поощрять на национальном, региональном и местном уровнях, обращая особое внимание на участие самого инвалида, его семьи и заинтересованных организаций.
Координация нужна как в отношении людей, так и вопросов политики на национальном, региональном и/или местном уровнях. Она должна обеспечить ритмичное осуществление процесса реабилитации и оптимальное использование имеющихся у общества ресурсов.
В этой связи тенденция, действующая в ряде стран, перехода от системы реабилитации в специальных учреждениях к более независимой жизни означает важное изменение в системе ухода за инвалидами.
Политика стран должна быть направлена на переход от ухода за инвалидами преимущественно в учреждениях к заботе о них вне их стен или свободные методы заботы об инвалидах. Необходим переход от специализированного ухода за инвалидами к заботе о них более общего характера, требующей в основном взаимопомощи и добровольной помощи в дополнение к необходимому профессиональному уходу. Сами инвалиды должны участвовать в процессе своей реабилитации, в руководстве обслуживанием и в процессе формирования политики.
Комитет министров, во исполнение Статьи 15 (b) Статута Совета Европы,
Считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства его членов с целью содействия экономическому и социальному развитию;
Считая, что эту цель можно достичь, среди прочего, путем принятия общих правил в области реабилитации инвалидов;
Считая, что в мире имеется свыше 500 миллионов инвалидов как следствие физических, умственных или сенсорных недостатков;
Признавая, что реабилитация инвалидов, в результате которой достигается их экономическая и социальная интеграция, является обязанностью общества и гарантией их человеческого достоинства и решения проблем, возникающих в этом обществе перед инвалидами, и что ее необходимо включить в первоочередную задачу любой социальной политики;
Считая, что незащищенность прав граждан инвалидов и нерасширение их возможностей является нарушением человеческого достоинства и причиной тяжелого финансового бремени, в результате чего:
- многие люди без всякой необходимости становятся зависимыми от других и неспособными к какой-либо экономической и социальной полезной деятельности;
- средства облегчения такой зависимости часто являются только финансовыми, в то время как денежные выплаты инвалидам - это лишь один аспект любой политики в помощь инвалидам;
Учитывая, что в государствах - членах Совета законодательные органы, а также общественные и государственные деятели, в частности, через посредство неправительственных организаций, согласились усилить свою деятельность, направленную на содействие социальной интеграции инвалидов;
Имея в виду принципы, изложенные в статье 15 Европейской социальной хартии, а именно, право людей с физическими и умственными недостатками на профессиональное обучение, реабилитацию и социальное устройство;
Имея в виду Рекомендацию R (86) 18 о "Европейской хартии о спорте для всех: инвалиды";
Считая необходимым начинать всеобъемлющий и непрерывный процесс реабилитации очень рано и осуществлять его с помощью квалифицированного персонала последовательно и согласованно;
Принимая во внимание Резолюцию АР (84) 3 о последовательной политике реабилитации инвалидов, принятой в рамках Частного Соглашения в социальной сфере и здравоохранении;
Принимая во внимание заключительное заявление специальной Конференции министров, ответственных за политику в отношении инвалидов (Париж, 7 и 8 ноября 1991 года), предложившую Комитету министров принять проект рекомендации, которая обновляет Резолюцию АР (84) 3 и приводит ее в соответствие с достигнутым за этот период прогрессом;
Рекомендует правительствам государств-членов:
- соблюдать принципы и меры, предлагаемые в Приложении к настоящей Рекомендации при разработке программ реабилитации инвалидов;
- обеспечить широкое распространение настоящей рекомендации среди населения и частных организации, занимающихся реабилитацией инвалидов;
- проводить периодический обзор результатов в форме нового отчета о законодательных мерах по реабилитации инвалидов, включив в него примеры конкретных достижений;
Принимает решение о замене Резолюции АР (84) 3 настоящей рекомендацией.
Приложение к Рекомендации
I. ОБЩАЯ ПОЛИТИКА
1. Принципы
Последовательная и глобальная политика в поддержку инвалидов и лиц, которым угрожает опасность стать инвалидами, должна быть направлена на:
- профилактику или устранение инвалидности, предотвращение ее ухудшения и смягчение ее последствий:
- гарантию полного и активного участия в жизни общества;
- помощь инвалидам для того, чтобы они могли жить независимо, по своему желанию.
Это постоянный и динамичный процесс взаимной адаптации, с одной стороны, инвалидов, живущих по своему желанию, выбору и способностям, которые необходимо максимально развивать и, с другой стороны, общества, которое должно оказывать им свою поддержку, приняв конкретные и необходимые меры для обеспечения равенства возможностей.
2. Цели
Все люди инвалиды, или которым угрожает опасность стать ими, вне зависимости от возраста и расы, а также характера, причин, степени или "глубины" своей инвалидности, должны иметь право на индивидуальную помощь для того, чтобы иметь возможность жить соответственно своей способности и потенциалу. Посредством координации мер они должны получить возможность:
- быть свободными от заболеваний и инвалидности, которых можно избежать;