1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 273 ТК России, выражается в проведении операций с товарами и транспортными средствами, изменении их состояния, пользовании и распоряжении ими не в соответствии с их таможенным режимом, а равно несоблюдении иных ограничений, требований и условий таможенного режима, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями главы 39 ТК России.
Таможенным законодательством определены содержание таможенных режимов, особенности их правового регулирования (в том числе какие операции могут проводиться с товарами и транспортными средствами, в каких целях могут использоваться товары, помещенные под определенные таможенные режимы, какие требования предъявляются в отношении таких товаров и т.п.).
По статье 273 ТК России наступает ответственность не только за проведение операций с товарами и транспортными средствами, пользование и распоряжение ими не в соответствии с их таможенным режимом, но и за несоблюдение иных ограничений, требований и условий таможенного режима.
1.1. Большие затруднения в правоприменительной практике, в том числе арбитражной, вызывает квалификация по статье 273 ТК России действий лиц в случае невыполнения требований таможенного режима экспорта об обязательном зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров.
18 августа 1996 года был издан Указ Президента Российской Федерации N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок"*.
________________
* Опубликовано в бюллетене "Таможенные ведомости". 1996, N 11, с. 54.
В соответствии с пунктом 7 Указа "при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговым сделкам (включая бартерные сделки) в соответствии с таможенным режимом экспорта, исходить из того, что обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных no стоимости экспортированным товарам, либо зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке (если иное не предусмотрено настоящим Указом и иными актами законодательства Российской Федерации) является требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии со статьей 198 Таможенного кодекса Российской Федерации".
Контроль за исполнением устанавливаемых настоящим Указом требований в части совершения бартерных сделок, предусматривающих экспорт товаров, осуществляют таможенные органы Российской Федерации.
После издания вышеназванного Указа Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации было направлено информационное письмо от 20 сентября 1996 года N С1-7/03-572 "Об Указе Президента Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" для, как сказано в этом Письме, "сведения и использования при рассмотрении соответствующих категорий дел".
При привлечении лиц к ответственности по данной категории дел необходимо иметь в виду следующее:
непосредственным объектом нарушения таможенных правил является вывезенный с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговой сделке товар (или его часть), помещенный под таможенный режим экспорта с условием исполнения экспортером требований этого режима об обязательном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированному товару, либо о зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров, в отношении которого указанные требования не соблюдены;
при наложении взысканий по данной категории дел в виде штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товаров, а также взыскания стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом нарушения таможенных правил, следует руководствоваться требованиями части 2 статьи 243 и статьи 245 ТК России о том, что под стоимостью таких товаров понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения;
к числу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, относятся меры, принятые экспортером на стадии предконтрактной подготовки, заключения соглашения, а также после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств. Принятие экспортером указанных мер, не повлекших исполнения требования таможенного режима экспорта, не может оцениваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии события или состава правонарушения данной категории, но учитывается при определении размера взыскания;
доказательственная значимость заключения, выданного уполномоченными органами по заявлению заинтересованного лица о признании обоснованным незачисления экспортной валютной выручки, неполучения или задержки поступления импортируемых товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, оценивается наряду с иными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил;
не могут быть признаны нарушениями таможенных правил факты незачисления всей экспортной валютной выручки или ее соответствующей части либо неввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, связанные:
а) с возвратом в сроки исполнения текущих валютных операций ранее вывезенного в таможенном режиме экспорта товара в Российскую Федерацию - при условии подтверждения факта ввоза таможенными органами;
б) с поступлением экспортной валютной выручки в другой уполномоченный банк - при условии идентификации таким банком поступивших средств применительно к экспортным поставкам товаров, за которым осуществляется валютный контроль;
в) с зачислением (при изменении условий контракта) в установленном порядке валютной выручки от экспорта товара на счет экспортера в уполномоченном банке, в котором оформлен паспорт экспортной сделки на контракт, в соответствии с которым товары вывезены с таможенной территории Российской Федерации;
г) с уменьшением стоимости товара из-за несоответствия качества поставленного товара условиям контракта - при наличии письменного подтверждения МВЭС России или уполномоченных МВЭС России органов (далее - уполномоченные органы);
д) с несоответствием количества товара, указанного в ГТД, количеству, указанному в товаросопроводительных документах и подтверждаемому коммерческими актами транспортных организаций. Если потери товара предусматриваются условиями транспортировки (выветривание, усушка и т.д.), то размеры данных потерь не должны превышать объема убыли, определяемого действующими в Российской Федерации нормами (ГОСТами, стандартами, ТУ и т.д.) для соответствующего товара;
е) с несоответствием стоимости, указанной в ГТД, контрактной цене товара из-за изменения котировок товара на международных биржах после его таможенного оформления, если такое изменение предусматривалось условиями контракта;
ж) с невывозом экспортируемого товара или его части с таможенной территории Российской Федерации после завершения таможенного оформления (в ГТД отметка "выпуск разрешен") - при подтверждении данного факта таможенными органами;
з) с изменением цены товара после завершения таможенного оформления, вызванным оплатой нерезидентом транспортных (при изменении базисных условий поставки) и иных расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, при наличии дополнения к контракту и документов, подтверждающих стоимость этих расходов и их оплату нерезидентом;
и) с оплатой банковских расходов и комиссий - при условии выполнения установленных Банком России и ГТК России требований;
к) с иными случаями, если это прямо вытекает из законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров, участником которых является Российская Федерация.
1.2. В связи с запросами таможенных органов хотелось бы остановиться на некоторых аспектах квалификации по статье 273 ТК России действий по нелегитимному использованию товара, помещенного под таможенный режим временного ввоза.
Отчуждение товара, помещенного под таможенный режим временного ввоза, свидетельствует о распоряжении им не в соответствии с одним из условий таможенного режима, предполагающим лишь пользование товаром на таможенной территории с последующим обязательным вывозом в установленные сроки, в связи с чем такого рода действия подпадают под признаки нарушения таможенных правил, предусмотренного статьей 273 ТК России.