ПРИКАЗ
от 12 января 1999 года N 5
Об утверждении санитарных правил
в лесах, расположенных на территории Московской области
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа МПР России от 27 декабря 2005 года N 350
____________________________________________________________________
В целях усовершенствования организации работ по защите лесов от вредителей и болезней на территории Московской области, регламентации выполнения санитарных требований при ведении лесного хозяйства, а также при производстве работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Санитарные правила в лесах, расположенных на территории Московской области, согласованные с коммунально-эксплуатационным управлением Московского военного округа и Государственным комитетом по охране окружающей среды Московской области.
2. Московскому управлению лесами (Лысенко В.П.) довести настоящие Санитарные правила до сведения лесхозов и обеспечить соблюдение на территории Московской области санитарных требований при ведении лесного хозяйства, а также при производстве работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Управление охраны и защиты леса (Сергеенко В.Н.).
Руководитель
Федеральной службы
В.А.Шубин
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
15 марта 1999 года.
Регистрационный N 1730
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Федеральной службы
лесного хозяйства
от 12.01.99 N 5
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
в лесах, расположенных на территории
Московской области
1. Настоящие Санитарные правила в лесах, расположенных на территории Московской области (далее - Санитарные правила), устанавливают общий порядок выполнения основных санитарных требований в лесах на территории Московской области с целью сохранения биологической устойчивости лесных насаждений (далее - насаждения) и предупреждения повреждений леса вредными насекомыми, болезнями и другими патологическими факторами при ведении лесного хозяйства и осуществлении лесопользований.
Производство в лесном фонде Российской Федерации (далее - лесной фонд) работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользований, способных повлечь за собой ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, допускается только после проведения экологической экспертизы технико-экономических обоснований и проектной документации. При согласовании таких работ Московское управление лесами производит оценку потерь лесного хозяйства в результате возможного ухудшения санитарного и лесопатологического состояния лесов и определяет пути их компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Настоящие Санитарные правила являются обязательными для граждан и юридических лиц, производящих работы или различные мероприятия либо имеющих объекты на территории лесного фонда, независимо от их ведомственной подчиненности, территориального расположения и форм собственности.
3. Все виды лесопользования и различные работы, производимые в лесу, уход за лесом, охрана его от пожаров и защита от вредителей и болезней должны осуществляться способами и методами, не оказывающими отрицательного воздействия на состояние лесов и окружающей природной среды, в соответствии с принципами устойчивого развития лесов и сохранения биологического разнообразия.
При передаче участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование или краткосрочное пользование специально оговариваются обязанности сторон по защите участков лесного фонда от вредителей, болезней и других патологических факторов.
4. Планы отвода лесосек под рубки главного пользования и ухода за лесом, а также проекты лесных культур и других лесохозяйственных работ в насаждениях с действующими очагами вредителей и болезней леса или в условиях реальной опасности их возникновения согласовываются со специалистами службы лесозащиты и должны включать в себя необходимые меры по предотвращению ущерба, наносимого вредными лесными насекомыми и болезнями леса.
5. На территории лесного фонда проводится комплекс лесозащитных мероприятий, осуществляющийся в соответствии с настоящими Санитарными правилами и другими нормативными и правовыми актами по вопросам лесозащиты.
6. Санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью комплекса лесозащитных и лесохозяйственных работ и проводятся в целях предупреждения распространения патологических процессов в лесу, а также снижения ущерба от вредителей, болезней и других патологических факторов.
7. Граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства или лесопользования, обязаны своевременно проводить следующие санитарно-оздоровительные мероприятия:
- выборочные санитарные рубки, включающие выборку из древостоя усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями, пораженных болезнями либо поврежденных другими патологическими факторами деревьев;
- сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений. Погибшим насаждением считается участок леса, площадью 0,1 га и более с полностью погибшим основным ярусом древостоя, с уровнем общего отпада, после выборки которого на указанной площади образуется редина. Расстроенным насаждением считается участок леса, площадью 0,1 га и более с уровнем общего отпада, после выборки которого полнота древостоя снижается ниже принятого уровня;
- очистку леса от захламленности;
- другие необходимые меры защиты растущего леса и находящейся в лесу древесины.
8. Необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основании оценки лесопатологического и санитарного состояния лесов с учетом категории защитности насаждений, экономической и экологической целесообразности.
9. Санитарно-оздоровительные мероприятия назначают в первую очередь в насаждениях, потерявших биологическую устойчивость (расстроенных и погибших), а также в насаждениях, поврежденных пожаром, ветром, снегом, засухой, промышленными выбросами или иными патологическими факторами, с наличием очагов болезней и массового размножения вредных насекомых, при степени повреждения или усыхания в размерах, способных повлечь за собой потерю биологической устойчивости насаждений и прекращение выполнения ими целевых функций.
10. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в лесах всех категорий защитности.
При проведении санитарно-оздоровительных мероприятий должны соблюдаться требования охраны объектов животного мира, редких и исчезающих видов растений и уникальных растительных сообществ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В лесах, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий (памятников природы, заказников, природных и национальных парков и др.) (далее - ООПТ), проведение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии с установленными для этих ООПТ режимами пользования и охраны.
Планы проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в границах ООПТ согласовываются с территориальными органами по охране окружающей природной среды.
11. Санитарно-оздоровительные мероприятия планируют по видам и объемам работ раздельно, при этом выборочные санитарные рубки учитывают отдельной строкой в общем объеме промежуточного пользования, а сплошные санитарные рубки - отдельной строкой в общем объеме прочих рубок.
При планировании объемов санитарно-оздоровительных мероприятий указывают площадь по видам мероприятий и количество вырубаемой древесины с 1 га и со всей площади.
12. Виды и объемы санитарно-оздоровительных мероприятий, назначенные лесоустройством, в том числе и специализированными лесопатологическими экспедициями, являются основанием для планирования этих работ Московским управлением лесами и территориальным органом федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны.
13. Санитарно-оздоровительные мероприятия в насаждениях, требующих по своему санитарному и лесопатологическому состоянию проведения этих работ, но не назначенные лесоустройством, планируются на основании текущих, детальных лесопатологических обследований, результатов лесопатологического мониторинга (лесопатологический мониторинг - система сбора, анализа, движения и использования информации о санитарном состоянии лесов и лесопатологической обстановке в целях прогноза, своевременного принятия решений по планированию и осуществлению лесозащитных мероприятий).
14. Участки леса, требующие проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на основании проведения текущих, детальных лесопатологических обследований, лесопатологического мониторинга, включаются в планы-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (приложение 1). Планы-корректировки составляются ежеквартально и корректируются при необходимости с учетом изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов. Указанные планы составляются с учетом возможных негативных последствий для окружающей среды, в них предусматривают меры по охране редких и исчезающих видов животных и растений, уникальных природных сообществ.
15. Планы-корректировки составляются лесхозами Федеральной службы лесного хозяйства России, федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны (далее - лесхозы) при обязательном участии специалистов службы лесозащиты и специалистов территориальных органов охраны окружающей среды в части мер по охране редких и исчезающих видов животных и растений, уникальных природных сообществ.
16. Планы-корректировки утверждает руководитель (начальник) Московского управления лесами.
17. Распределение объемов санитарно-оздоровительных мероприятий по кварталам года проводится с учетом степени и времени повреждения насаждений, их лесоводственной характеристики, состояния и устойчивости, наличия и экологических особенностей популяций редких и охраняемых видов, биологических и экологических особенностей лесообразующих древесных пород, вредных насекомых и возбудителей болезней. Сроки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий определяются в соответствии с приложением 2 и указываются в лесорубочном билете.
18. В районах, где в результате стихийных бедствий наблюдаются массовые повреждения лесов, а также при возникновении действующих очагов вредителей и болезней планы всех видов рубок леса корректируются с целью первоочередного планирования и проведения в них санитарно-оздоровительных мероприятий.
19. Санитарно - оздоровительные мероприятия в лесах, подверженных радиационному загрязнению, осуществляются в соответствии со специальными нормативными документами.
20. Отвод лесосек под санитарные рубки проводится, как правило, в вегетационный период не более чем за 3 месяца до их проведения, а в другие сезоны года не позднее чем за полгода до их проведения. Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май - август) при наличии листвы на деревьях (кроме участков ветровала и снеголома). Отвод лесосек под санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период, осуществляются не более чем за месяц до начала рубки.
21. При всех видах санитарных рубок должна быть обеспечена своевременная вывозка древесины из леса, либо ее немедленная окорка или защита иными способами, и очистка лесосек от порубочных остатков. На территории Московской области запрещается хранение в лесу неокоренной или незащищенной лесопродукции в период с 1 мая по 1 сентября.
22. Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний.
23. Выборочные санитарные рубки проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению с естественным, текущим отпадом деревьев, наличием ветровала, бурелома, снеголома, снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев. При этом средний диаметр деревьев текущего отпада в них близок к среднему диаметру насаждения или превышает его в отличие от деревьев естественного отпада в устойчивых насаждениях, которые чаще всего имеют меньшие, чем средний, диаметры ствола.
В насаждениях различают общий и текущий отпад. В общий отпад входят усыхающие и усохшие деревья и валеж прошлых лет и текущего года, к текущему отпаду относятся деревья, усыхающие и усохшие, вываленные и сломленные ветром и снегом в текущем году. Признаки деревьев разных категорий отпада приведены в приложении 3. Усредненный размер естественного текущего отпада в молодняках составляет 4%, в средневозрастных насаждениях - 3%, а в приспевающих, спелых и перестойных - 2% от запаса древостоя.
24. Если в насаждениях не существует угрозы возникновения очагов опасных видов вредителей и болезней, выборка подлежащих вырубке деревьев может проводиться в порядке плановых рубок ухода.
25. Выборочные санитарные рубки не должны приводить к ослаблению, нарушению целостности, снижению продуктивности и нарушению целевых функций лесов.
26. После выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность насаждений выполнять после проведения рубки функции, соответствующие их целевому назначению.
27. В заповедных лесных участках, заказниках, памятниках природы, природных и национальных парках, особо ценных лесных массивах выборочные санитарные рубки назначаются в исключительных случаях при возникновении или реальной опасности возникновения очагов вредителей и болезней, при наличии повышенного текущего патологического отпада, если их проведение предусмотрено положениями об ООПТ. Проведение выборочных санитарных рубок в границах ООПТ допускается только при условии сохранения популяций редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Московской области, и сохранения иных объектов охраны, находящихся в пределах ООПТ. Проведение выборочных санитарных рубок в указанных категориях защитности согласовывается с территориальными органами охраны окружающей среды.
28. Выборочные санитарные рубки в насаждениях, являющихся местами обитания видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Московской области, проводятся с учетом сохранения популяций указанных видов.
29. Выборочные санитарные рубки в лесохозяйственной части зеленых зон назначаются в насаждениях с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильноослабленных деревьев. В случае, если в насаждениях отсутствует угроза возникновения очагов опасных стволовых вредителей и болезней, выборочные санитарные рубки могут не проводиться, если они экономически невыгодны. После проведения выборочных санитарных рубок в лесохозяйственной части зеленых зон полнота насаждений не должна быть снижена: в сосняках, березняках, осинниках - ниже 0,4; в ельниках - ниже 0,5.
30. В лесопарковой части зеленых зон, 1 - 2 поясе зон округов санитарной охраны курортов выборочные санитарные рубки проводятся при наличии повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев. В указанных категориях защитности снижение полноты во всех типах насаждений допускается до 0,4, если это не приведет к потере биологической устойчивости, распаду и потере целевых функций насаждений.
Выборка отдельных усыхающих и погибших деревьев, представляющих опасность в связи со своим положением или формой ствола и растущих вблизи мест с интенсивной посещаемостью или вблизи дорог, проводится по мере необходимости.
31. При проведении выборочных санитарных рубок одновременно с удалением фаутных и сухостойных деревьев в насаждениях оставляют деревья с дуплами, редкими декоративными свойствами кроны и ствола, даже если они имеют признаки патологии, но при этом не представляют опасности как источник распространения стволовых вредителей или опасных инфекционных болезней.
32. В насаждениях 1 - 2 поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, защитных полосах вдоль дорог выборочные санитарные рубки назначаются в случаях наличия повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями деревьев, а также деревьев с иными повреждениями.
При проведении рубок в указанных категориях защитности необходимо максимально сохранять сложную структуру насаждений. В случаях, когда при проектировании выборочных санитарных рубок полнота насаждений снижается ниже 0,7, в них планируются рубки обновления или переформирования.
Допускается непроведение выборочных санитарных рубок в 1 - 2 поясах санитарной охраны источников водоснабжения, если процессы естественного отпада способствуют формированию оптимальной целевой структуры насаждения (с водоохранной точки зрения), оптимального микрорельефа и почвенного покрова и не ведут к опасности возникновения очагов вредителей и болезней.
33. При проведении выборочных санитарных рубок в высокополнотных насаждениях (с полнотой 0,9 и выше) показатели критических полнот для вышеперечисленных категорий защитности увеличиваются на 0,1.
34. При отборе деревьев в выборочную санитарную рубку оценка состояния деревьев проводится по комплексу признаков, включающих характеристику их кроны (густоту и изреженность, цвет хвои и листвы, наличие и долю сухих ветвей), ствола, признаков повреждения вредителями и болезнями, огнем и другими факторами неблагоприятного воздействия (приложение 4). В первую очередь вырубаются деревья, служащие источником распространения стволовых вредителей и возбудителей болезней.
35. При повреждении насаждений пожаром, ветром, снегом, промышленными выбросами и другими сильнодействующими факторами, способными вызвать необратимое снижение их устойчивости и потерю жизнеспособности, выборку сильно ослабленных, усыхающих и сухостойных деревьев следует осуществлять до массового их заселения стволовыми вредителями и поражения гнилевыми болезнями.
36. Отвод лесосек в натуре под выборочные санитарные рубки осуществляется в границах выдела или его части, требующей санитарной рубки. Отбор в рубку и клеймение деревьев производится под непосредственным руководством лесничего или его помощника и мастера леса.
Рубка незаклейменных деревьев при проведении выборочной санитарной рубки запрещается.
37. Выборочные санитарные рубки разрешаются главным лесничим лесхоза по согласованию со специалистом службы лесозащиты на основании данных лесоустройства, лесопатологического мониторинга, лесопатологических обследований и утвержденных в установленном порядке планов-корректировок проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.