8. Главное командование осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает соблюдение внутренними войсками Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, исполнение указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и нормативных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации;
2) определяет оперативно-территориальным объединениям, соединениям, воинским частям, учреждениям и военно-учебным заведениям внутренних войск задачи, связанные с участием в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью; организует охрану важных государственных объектов, специальных грузов (подпункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 9 июня 2006 года N 576 - см. предыдущую редакцию);
3) определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок приведения внутренних войск в боевую готовность и их служебно-боевого применения в условиях вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и иных чрезвычайных обстоятельств, а также в военное время; осуществляет подготовку внутренних войск к выполнению задач в мирное и военное время; утверждает документы по боевой и мобилизационной готовности, служебно-боевому применению оперативно-территориальных объединений, военно-учебных заведений внутренних войск, а также соединений, воинских частей и учреждений, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками; взаимодействует с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам согласования систем боевой и мобилизационной готовности, координации оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, служебно-боевого применения внутренних войск; обеспечивает приведение внутренних войск в установленные степени боевой готовности;
(Подпункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 9 июня 2006 года N 576; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 633. - См. предыдущую редакцию)
4) готовит для утверждения Президентом Российской Федерации согласованные с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации предложения и расчеты по составу, численности, структуре внутренних войск в мирное и военное время и по местам их дислокации;
5) готовит предложения Правительству Российской Федерации по определению перечней важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране внутренними войсками, а также по созданию, перепрофилированию и упразднению научно-исследовательских, опытно-конструкторских учреждений, военно-учебных заведений внутренних войск;
6) готовит предложения Министру внутренних дел Российской Федерации по структуре и штатам Главного командования, оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений внутренних войск; организует мероприятия по выполнению мобилизационных заданий, развертыванию в условиях военного времени воинских формирований и поддержанию их в постоянной мобилизационной готовности;
(Подпункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 9 июня 2006 года N 576; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 633. - См. предыдущую редакцию)
7) организует участие органов управления, соединений и воинских частей внутренних войск в обеспечении режима чрезвычайного положения (военного положения) в случае его введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, в осуществлении мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
8) обеспечивает исполнение решений федеральных органов государственной власти о привлечении внутренних войск за пределами мест их дислокации и обслуживаемых ими территорий для проведения неотложных мероприятий по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, по обеспечению общественного порядка при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, массовых беспорядков и иных чрезвычайных ситуаций;
9) участвует в разработке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Плана оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, в планировании и выполнении задач территориальной обороны в пределах компетенции внутренних войск; согласовывает с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации вопросы, касающиеся выполнения возложенных на внутренние войска задач территориальной обороны, а также порядок взаимодействия с Вооруженными Силами Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 633. - См. предыдущую редакцию)
10) разрабатывает меры по оказанию содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 1365; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 633. - См. предыдущую редакцию)
11) планирует и организует совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации перевозки внутренних войск железнодорожным, водным, воздушным транспортом и самолетами военно-транспортной авиации в места выполнения ими служебно-боевых задач и обратно;
12) обеспечивает управление внутренними войсками в мирное и военное время, а также функционирование действующей системы связи и автоматизации управления войсками, ее дальнейшее развитие и совершенствование; осуществляет мероприятия по скрытому управлению внутренними войсками, противодействию техническим средствам иностранных разведок, соблюдению режима секретности и ведению делопроизводства;
13) обеспечивает управление группировками внутренних войск, выполняющими служебно-боевые задачи в условиях вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и иных чрезвычайных обстоятельств, а также задачи, связанные с обеспечением режима чрезвычайного положения, участием в борьбе с терроризмом и обеспечением правового режима контртеррористической операции; создает в соответствии с законодательством Российской Федерации временные органы управления внутренними войсками в регионах при проведении контртеррористической операции, возникновении чрезвычайных ситуаций и иных чрезвычайных обстоятельств, введении чрезвычайного положения, правового режима контртеррористической операции, возникновении вооруженного конфликта (подпункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2008 года N 581 - см. предыдущую редакцию);
14) осуществляет автоматизацию управления войсками и информационное обеспечение их служебно-боевой деятельности; организует формирование, ведение и использование банков и баз данных оперативной, нормативной, статистической и справочной информации; обобщает и анализирует результаты служебно-боевой деятельности внутренних войск, разрабатывает и осуществляет меры по ее совершенствованию;
15) определяет и организует оперативную и боевую подготовку внутренних войск, подготовку органов управления; участвует в учениях, проводимых Министром внутренних дел Российской Федерации, а также в совместных учениях, проводимых федеральными органами исполнительной власти;
16) осуществляет контроль за уровнем подготовки оперативно-территориальных объединений и военно-учебных заведений внутренних войск, а также соединений и воинских частей, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками;
(Подпункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 9 июня 2006 года N 576; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 633. - См. предыдущую редакцию)
17) разрабатывает и осуществляет меры по укомплектованию внутренних войск офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами) и солдатами (матросами), проходящими военную службу по контракту и по призыву; организует отбор, подготовку и расстановку кадров; заключает договоры на подготовку офицерских кадров в военных образовательных организациях высшего образования федеральных органов исполнительной власти;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483. - См. предыдущую редакцию)
18) организует воспитательную и социально-психологическую работу во внутренних войсках, правовую подготовку личного состава, морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности внутренних войск, работу по укреплению воинской дисциплины и правопорядка среди военнослужащих внутренних войск и по обеспечению необходимых условий безопасности военной службы;
19) осуществляет меры по обеспечению конституционных прав, гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала; организует рассмотрение поступающих предложений, заявлений и жалоб;
20) осуществляет правовое обеспечение внутренних войск; участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию внутренних войск;
21) организует обеспечение внутренних войск оружием, боеприпасами, боевой и специальной техникой, специальными средствами, а также другими материально-техническими ресурсами; осуществляет контроль за правильностью их использования;