Приложение 10
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28.12.98 N 383
ОРГАНИЗАЦИЯ
специализированной службы больным с патологией речи
(комплексная система лечения и нейрореабилитации)
(Методические рекомендации)
Нарушения речи и других высших психических функций являются одной из наиболее часто встречающихся форм патологии среди детей, подростков и взрослых. Ими страдают до 12 процентов населения.
Среди дошкольников процент страдающих нарушениями высших психических функций, в том числе речи, достигает 20-25. У учащихся 7-13 лет 10-15. Более чем у 30 процентов детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести (алалия, недоразвитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, дислалия, дислексия, заикание и др.). Некоторые из этих расстройств с возрастом компенсируются. Однако, наиболее сложные из них остаются на долгие годы и существенно влияют на жизнедеятельность человека.
Распространенность заикания составляет 15-20 на 1000 населения. Широко распространены такие расстройства речи, как афазии и дизартрии, которые являются одними из наиболее тяжелых последствий мозгового инсульта и нейротравмы. Частота импульса в различных странах варьируется по-разному: в Европе - 2; США - 2,6; Японии 4,3; в России - 3,5 на тысячу населения (в Москве - 4,5 на 1000). В некоторых регионах с особо неблагоприятными экологическими условиями этот показатель достигает до 10 на тысячу населения.
По далеко не полным данным, в бывшем СССР ежегодно регистрировалось 800000 инсультов, ныне в Российской Федерации примерно 400000.
Кроме того, нельзя не учитывать большую группу больных с черепно-мозговой травмой, в том числе ранениями головы, полученными во время военной службы.
Черепно-мозговая травма также является одной из наиболее частых причин речевых расстройств. В Российской Федерации из общего числа госпитализированных в нейрохирургические отделения - 91,5% больных с черепно-мозговой травмой.
Резко возросшие возможности оперативного вмешательства при опухолях мозга, аневризмах церебральных сосудов и др. позволяют спасти жизнь большому количеству больных. Однако, возникающие у них нарушения речевых и двигательных функций снижают общую эффективность хирургического лечения.
Примерно у 40-50 процентов лиц, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму, возникают нарушения высших психических функций, в том числе речи, в виде афазий и дизартрий.
Речь является формой передачи смысла мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее состояния зависит в конечном учете уровень реализации личности. Вне речи невозможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления, памяти и поведения в социуме.
Дети с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать школьную программу, в связи с чем примерно 50 процентов стойко неуспевающих в начальных классах переводится в категорию умственно отсталых.
Лица, страдающие заиканием, лишены возможности нормальной коммуникации с окружающими. Заикание является серьезной помехой для получения образования, при выполнении служебных обязанностей, устройстве семьи, службы в Армии. Социальная значимость проблемы заикания определяется также его значительной распространенностью в отдельных регионах России - от 1,5 до 2,2 процентов населения - и особым практическим значением возрастных группах до 40 лет. Дети до 15 лет, страдающие заиканием, имеют право на инвалидность II или III группы.
Особую клиническую сложность представляют больные с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы при поражениях левого полушария. Из общего числа больных, перенесших инсульт и регистрируемых ежегодно в России, 30 процентов заканчиваются смертью. Из оставшихся в живых примерно 40 процентов пациентов имеют нарушения высших психических функций, в том числе речи, которые, как правило, сочетаются с психическими расстройствами и нарушением движений в правых конечностях, что в большинстве случаев приводит к тяжелой инвалидности, как правило, больные не только теряют трудоспособность, они не в состоянии себя обслуживать, требуют за собой со стороны родственников постоянного надзора и ухода.
Стремительная тенденция "омоложения" и увеличения числа больных с инсультом отмечена во всем мире. Среди лиц с мозговым инсультом 30 процентов трудоспособного возраста (при соотношении числа мужчин и женщин 3:1).
В категорию больных с черепно-мозговой травмой входят пациенты в подавляющем большинстве молодого возраста (до 50 лет - 89 процентов; до 40 лет - 73 процента; старше 60 лет - 3 процента; при соотношении числа мужчин и женщин 8:1).
Из числа больных, перенесших инсульт или получивших тяжелую черепно-мозговую травму, 75-80 процентов полностью утрачивают трудоспособность и профессиональные навыки. В результате нарушения речи и правостороннего гемипареза больные переводятся на инвалидность 1 или 2 группы без рекомендации по трудоустройству. При этом нарушения речи являются важнейшим фактором при определении степени инвалидности. Наряду с неврологической симптоматикой возникают выраженные психические расстройства, связанные с сосудистой общемозговой и очаговой патологией, либо являющиеся реакцией на дефект, а также на резко изменившийся социальный статус и положение в семье.
Как правило, больные не только теряют трудоспособность, они не в состоянии себя обслуживать, дезорганизуют жизнь всей семьи, поскольку требуют за собой со стороны родственников постоянного надзора и ухода, отвлекая на себя значительную часть их времени и сил. По предварительным данным в семьях, имеющих больных с очаговыми поражениями головного мозга (нарушения речи и двигательных функций), уход за ними только в 6 процентах случаев осуществляется лицами пенсионного возраста, в остальных - работающими членами семьи. В 63 процентах случаев члены семьи вынуждены оставить работу: на срок от недели до месяца - 17 процентов, от 1 до 6 месяцев - 25 процентов, полностью оставить работу - 21 процент. Примерно 85 процентов родственников не могут использовать свой очередной отпуск, так как должны находиться с больными.
Таким образом, огромное число указанных больных нуждаются в осуществлении неотложных организационных мер по созданию в Российской Федерации специализированной службы, которая отвечала бы современным требованиям науки и практики.
Организация специализированной службы
Специализированная помощь больным, страдающим нарушениями речи и других высших психических функций, осуществляется учреждениями здравоохранения и образования.
В системе здравоохранения специализированная помощь оказывается в Российской Федерации примерно в 2000 учрежденияй - в неврологических, психоневрологических, восстановительных отделениях больниц, в детских поликлиниках, в поликлиниках для взрослого населения, психоневрологических диспансерах, домах ребенка и некоторых других.
Лечение в основном осуществляется в детских поликлиниках. Сеть учреждений, где может получить помощь взрослое население с тяжелыми расстройствами речи, развивается крайне медленно. Во многих случаях ведется смешанный прием детского и взрослого населения. В системе здравоохранения укомплектованность кадрами специалистов с высшим образованием по России составляет - 43 процента, в Москве - 100 процентов.
В учреждениях здравоохранения и прежде всего в детских поликлиниках помощь, как правило, оказывается пациентам с легкими формами речевых расстройств.
Из детских поликлиник через психолого-медико-педагогические консультации дети направляются в специализированные учреждения системы Министерства образования. В Российской Федерации в системе образования функционируют: 1800 специальных школ (школ-интернатов) для детей с отклонениями в развитии, имеющих "особые образовательные потребности"; детские сады и специализированные группы в обычных детских садах для детей "с проблемами в развитии". В отдельных массовых общеобразовательных школах имеются логопедические пункты, классы для детей с задержкой психического развития, умственно отсталых, с "нарушениями физического состояния". В этих учреждениях обучаются 745 тысяч детей, которым практически не оказывается квалифицированная медицинская помощь, так как врачи территориальных поликлиник, курирующие дошкольные и школьные учреждения системы образования, не имеют достаточной неврологической и психиатрической подготовки. Более того, из 200 тысяч работающих в учреждениях специалистов лишь 8 процентов имеют высшее специальное образование.
Организацию специализированной службы по оказанию помощи детскому и взрослому населению с нарушениями высших психических функций в г.Москве можно считать в настоящее время наиболее эффективной.
Эта служба получила активное развитие в лечебно-профилактических учреждениях г.Москвы начиная с 1968 года. Благодаря систематической работе с Исполкомом Моссовета, ныне Мэрией г.Москвы, и Комитетом здравоохранения были разработаны основные направления развития мероприятий по улучшению оказания помощи больным с нарушениями высших психических функций и изданы соответствующие распоряжения и приказы. К 1997 году детское население получает помощь в 135 кабинетах при детских поликлиниках, домах ребенка, стационарных отделениях детской психоневрологической больницы N 6, санаториях и др. Эти учреждения полностью укомплектованы специалистами с высшим специальным образованием.
Решением Исполкома Моссовета в 1987 году организован Московский Центр патологии речи, который в 1992 году преобразован в самостоятельное учреждение "Центр патологии речи и нейрореабилитации". Центр является крупнейшим в России специализированным лечебно-профилактическим учреждением, где осуществляются комплексное лечение и нейрореабилитация взрослого и детского населения с нарушениями речи, в том числе тяжелых больных с последствиями инсультов, черепно-мозговых травм и нейроинфекций, имеющих нарушения высших психических функций с сопутствующими соматическими заболеваниями, расстройствами опорно-двигательного аппарата, психическими нарушениями и др.
В Центре функционируют 11 отделений: консультативно-диагностическое, стационар на 80 коек, стационар на дому, дневной стационар для больных с последствиями инсульта и нейротравм, дневной стационар для больных с логоневрозом, детское, отделения фониатрии, ЛФК и массажа, физиотерапии, функциональной диагностики, организационно-методический отдел. При Центре функционирует специализированная МСЭК.
Штатное расписание Центра позволяет осуществить современный уровень комплексной диагностики, лечения и нейрореабилитации, который обеспечивают врачи разных специальностей (педиатры, неврологи, психиатры, психотерапевты, терапевты), специалисты ЛФК и массажа, медицинские психологи и дефектологи, социальные работники и др.