1. Совершенствование нормативно-правовой базы
Отличительной особенностью "энергосберегающего" норматива в России является недостаточная скоординированность нормативных, экономических, информационных, а также институциональных положений, обеспечивающих проведение в жизнь мер, изложенных во II разделе.
Для исправления ситуации необходимо;
на Федеральном уровне
принять решение, предусматривающее при выделении трансфертов и других бюджетных назначений субъектам Федерации, органам местного самоуправления сохранение за ними в целях поощрения энергоресурсосбережения 100 процентов экономии средств, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов, достигнутых за счет реализации энергосберегающих мероприятий. При этом считать обязательным условием наличие и выполнение региональных программ энергосбережения, а также использование их энергосберегающего потенциала;
рассмотреть возможность отсрочки налога на имущество в части энергосберегающих материалов и ресурсов;
принять меры по таможенной поддержке энергоресурсосбережения;
принять решение, предусматривающее, что средства, полученные от внедрения предприятием ЖКХ ресурсосберегающих технологий. должны поступить в их распоряжение, аккредитоваться на отдельном счете, не изыматься в бюджет и использоваться по целевому назначению на развитие производственной базы ЖКХ;
принять решение по сокращению сроков амортизации для энергосберегающего оборудования (введению ускоренной амортизации);
разработать необходимые нормативно-методические документы;
- типовые ТЭО и бизнес-план инвестиций для реализации мероприятий по ресурсосбережению, в том числе (при необходимости) организации установки, обслуживания приборов учета тепла и воды, коммерческих расчетов с потребителями (службы энергетического сервиса, биллинговая компания);
- методические рекомендации по организации управления и финансирования службы энергосервиса, биллинговой компании и Примерное Положение о службе энергосервиса, биллинговой компании в ЖКХ;
- Инструкция о проведении энергоаудита в ЖКХ;
- Порядок коммерческого расчета за потребленную тепловую энергию, горячую и холодную воду (в том числе - в условиях смешанного учета при частичном оснащении приборами);
- Инструкции (положения) по заявительному порядку оформления и установки приборов учета тепла и воды у потребителей;
- Методика выявления, учета и использования экономии ресурсов в ЖКХ;
- Методические рекомендации по установке приборов учета и регулирования потребления энергии и воды в жилищном секторе и на объектах бюджетной сферы.
На уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления:
принять решения в пределах сумм, зачисляемых в бюджет субъектов Федерации, по льготному налогообложению в части НДС, налогов на прибыль и имущество, стимулирующие инвестиции предприятий в энергоресурсосбережение;
установить порядок предъявления населению размеров оплаты коммунальных услуг в зависимости от фактического потребления по приборам учета;
установить порядок обязательного проведения технического энергоаудита (определить организации, для кого его проведение является обязательным источником финансирования, периодичность проведения и т.д.).
Кроме того, необходимо разработать:
- нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
- правила оценки физического износа жилых зданий;
- требования к проектно-сметной документации на ремонт и реконструкцию (с учетом энергоресурсосбережения);
- положение по техническому обследованию жилых зданий (перед реконструкцией, капитальным ремонтом и в процессе эксплуатации);
- положение по организации и проведению проверки технического обслуживания и ремонта жилых зданий.
2. Совершенствование тарифной политики
При решении этой задачи в целях стимулирования энергоресурсосбережения необходимо руководствоваться следующими принципами: