Для создания предпосылок практической реализации проектов энергоресурсосбережения в ЖКХ необходимо создать эффективный экономический механизм, включающий в себя рыночные стимулы и четкие меры по поддержке мероприятий по энергоресурсосбережению.
3.1. Долговое финансирование -основной источник капиталовложений в энергоресурсосберегающие мероприятия
Его суть сводится к проведению энергоресурсосберегающей реконструкции на предприятиях ЖКХ за счет заемных средств и выплате долга из полученной в результате проведения энергоресурсосберегающих мероприятий экономии. Данный способ позволяет наиболее эффективно осуществлять капиталовложения в жилищно-коммунальное хозяйство.
Преимущества долгового финансирования обусловлены следующими обстоятельствами.
Экономическая целесообразность
Размеры капитальных вложений в проекты ресурсосбережения, как правило, весьма велики. Их полноценное финансирование из бюджета в рамках относительно короткого строительного периода либо невозможно, тогда строительство и реконструкция оттягиваются на неопределенное время, либо бремя расходов бюджета слишком велико, и капитальные расходы осуществляются за счет других не менее важных статей текущих расходов. Долговое финансирование позволяет провести реконструкцию предприятий ЖКХ без отсрочек, распределить бремя расходов по реконструкции на несколько лет в соответствии со сроками службы реконструируемых объектов.
Экономическая привлекательность
В качестве источников погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства дорогостоящих коммунальных услуг. Резервы сокращения себестоимости производства коммунальных услуг в проектах энергоресурсосбережений за счет уменьшения потерь и сбережения тепла и энергии очень велики и могут достигать 50%.
Социальная справедливость
В мировой практике принято распределять бремя капитальных вложений в общественный (муниципальный) сектор экономики на тех, кто реально пользуется производимыми ею благами и услугами. Городская инфраструктура служит многие десятилетия не одному поколению, поэтому наиболее справедливой моделью, с этой точки зрения, является долгосрочное заимствование (кредиты) с последующим инвестированием полученных средств в городскую инфраструктуру и выплатами по долгам в течение относительно долгосрочного периода. Таким образом, может быть достигнута справедливость в распределении бремени финансирования капиталовложений между несколькими поколениями пользователей.
3.1.1. Схема организации взаимоотношений между участниками энергоресурсосберегающего проекта
Энергоресурсосберегающие проекты, похожие друг на друга по техническим характеристикам, могут быть реализованы совершенно различными способами в части организации схем финансирования. От того, кто является заемщиком или каким образом организован процесс выплаты долга, кто и на каких условиях предоставляет гарантии зависят процедуры налогообложения, риски и, в конечном счете, успех энергоресурсосберегающего проекта.
В роли заемщика могут выступить:
- коммунальное предприятие;
- коммунальное предприятие под поручительство Администрации субъекта Российской Федерации и/или Администрации муниципального образования;
- Администрация муниципального образования;
- Администрация муниципального образования под поручительство Администрации субъекта Российской Федерации;
- Администрация субъекта Российской Федерации.
Наиболее целесообразно выступать в роли заемщика коммунальному предприятию. Получение заемных средств на реализацию проектов энергоресурсосбережения может быть достигнуто при помощи различных форм заимствования:
- кредит, полученный от кредитной организации;
- выпуск муниципальных облигаций общего покрытия;
- выпуск облигаций, обеспеченных доходами от реализации проекта.
Источником погашения долга является возникающее в результате проведения энергоресурсосберегающей реконструкции уменьшение себестоимости производства коммунальной услуги. Экономия возникает за счет:
- установки современного оборудования;
- сокращения потерь вследствие проведенной реконструкции;
- уменьшения расходов на текущий ремонт объектов ЖКХ в результате проведенной реконструкции.
С целью выделения и использования экономии для погашения долга необходимо предусмотреть:
- сохранение уровня тарифов на коммунальные услуги для населения на прежнем уровне на весь кредитный период. Изменение тарифов может происходить только при соответствующем изменении стоимости ресурсов (вода, электричество, топливо) и в результате корректировок на величину инфляции. Тарифы для населения на коммунальные услуги могут увеличиваться в случае проведения реформы оплаты коммунальных услуг, в результате прекращения перекрестного субсидирования за счет промышленных предприятий;