В целях определения перспектив реструктуризации банков, действующих на территории Российской Федерации, Банк России осуществил оценку всей бухгалтерской отчетности, счетов прибылей и убытков, произвел расчет капитала исходя из международных стандартов, проанализировал состояние ликвидности на 1 октября 1998 года.
По результатам анализа проведен предварительный расчет затрат на реструктуризацию банковской системы и выработан подход к реструктуризации банков, отнесенных к одной из следующих групп:
1 группа: стабильно работающие банки, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью, способные работать без дополнительной государственной поддержки и самостоятельно решать свои текущие проблемы;
2 группа: региональные банки, которые должны стать "опорными" в будущей региональной банковской системе России;
3 группа: отдельные крупные банки, не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, которые, однако, нецелесообразно закрывать по причине слишком высоких социальных и экономических издержек;
4 группа: банки, испытывающие существенный дефицит ликвидности или собственных средств (капитала).
Для каждой группы банков предлагается своя стратегия поведения, подходы к участию государства в их поддержке.
Перспективы деятельности на рынке каждого конкретного банка будут рассматриваться Банком России самостоятельно, вне зависимости от того, к какой группе отнесен банк.
К первой группе относятся все финансово стабильные банки, кроме финансово стабильных банков, отнесенных ко второй группе.
К этой группе могут быть отнесены также те банки, которые испытывают определенные трудности с капиталом и ликвидностью, обусловленные финансовым кризисом, если они приняли и выполняют планы финансового оздоровления, содержание меры, направленные на восстановление нормальной банковской деятельности. Банкам, принявшим планы финансового оздоровления, могут быть предписаны временные ограничения на проведение отдельных видов банковских операций. Планы финансового оздоровления банков первой группы могут предусматривать их рекапитализацию за счет дополнительных средств своих акционеров (участников) и за счет привлечения новых инвестиций в капитал, в том числе за счет капитализации долгов.
Банкам первой группы может быть оказана временная поддержка ликвидностью со стороны Банка России по установленным им правилам.
Во вторую группу могут быть включены только банки, имеющие высокое экономическое и социальное значение для региона (субъекта Федерации).
Банки второй группы будут определяться Банком России по итогам отбора, включающего анализ всех сторон их деятельности и проведение консультаций с органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также при согласии самих банков.
Этим банкам в соответствующих случаях будут предписаны специальные планы укрепления финансового положения, предполагающие уточнение (снижение) стоимости активов до их реальной оценки, списание накопленных убытков за счет снижения капитала, возможная реструктуризация активов и обязательств. После этого банкам может быть оказана поддержка путем участия, в том числе косвенного, Банка России в увеличении капитала, путем управления акциями банков, привлечения новых, в том числе иностранных, инвесторов, а также путем предоставления кредитов, назначения профессиональных и ответственных менеджеров.
Акционерам банков второй группы будет предложено вносить дополнительные средства в капитал как условие участия Банка России в капитале этого банка.
Банки второй группы составят основу будущей региональной банковской системы России. Этим банкам предстоим наращивать объем предоставляемых банковских услуг, в основном в области кредитования промышленности, торговли, малого бизнеса в соответствующих регионах.
Региональные банки второй группы будут стимулироваться к межрегиональной интеграции, к созданию развитых филиальных сетей на территории нескольких субъектов Федерации.
По истечении определенного срока акции, находящиеся в управлении Банка России, предполагается продать не аффилированным с этими банками инвесторам.
Для каждого банка из третьей группы будет выбрана индивидуальная стратегия реформирования, исходя из международного опыта реструктуризации кредитных учреждений. Возможно оказание кредитной поддержки на пополнение ликвидности под передачу контрольного пакета акций в залог и в управление Банку России.
Для каждого банка третьей группы должен быть принят индивидуальный план реструктуризации, который должен выполняться под непосредственным управлением АРКО и Банка России. Права владельцев банков третьей группы должны быть сведены к минимуму и не подлежать восстановлению после реструктуризации. Управление банками третьей группы после их реструктуризации должно быть передано кредиторам, переоформившим свои требования к банкам в участие в их капиталах, а также тем новым владельцам, которые внесли средства в капитал банка в ходе его реструктуризации.
В четвертую группу будут включены все прочие банки. Эти банки должны обеспечить восстановление своей деятельности самостоятельно, а при отсутствии перспектив восстановления деятельности - покинуть рынок. Вкладчикам и кредиторам таких банков может быть оказана поддержка в решении их проблем, в том числе путем перевода обязательств перед частными вкладчиками в другие банки, путем вовлечения АРКО в процесс управления, реализации и распределения активов, остающихся после ликвидации банка.
Будет инициировано внесение в законодательство изменений, предполагающих существование банков исключительно в форме акционерных обществ с целью недопущения ухода их собственников от ответственности через изъятие взносов в уставный капитал.
Правительство России и Банк России учреждают АРКО в качестве небанковской кредитной организации, функционирующей под их общим руководством. Для реализации поставленных задач АРКО будет иметь право осуществлять следующие виды деятельности:
- приобретение контрольных пакетов (долей в уставном капитале) банков, утративших капитал, и осуществление управления этими банками,
- принятие в залог и в управление пакетов акций банков, осуществление управления этими пакетами,
- вступление в уставные капиталы реструктурируемых банков по поручению и за счет Банка России и Правительства России, представление интересов государства в этих банках,
- участие в разработке и реализации планов финансового оздоровления реструктурируемых банков,
- приобретение, реализация и посредничество при реализации активов ликвидируемых банков,
- управление проблемными и низколиквидными активами, приобретенными у банков, в том числе в целях их последующей реализации,