Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 25 декабря 1998 года N ПВ-6-28/912


О некоторых вопросах порядка применения положений
Федерального закона от 31 июля 1998 года N 142-ФЗ
"О налоге на игорный бизнес"

____________________________________________________________________
Настоящий документ фактически не применяется.
 С 1 января 2004 года налог на игорный бизнес взимается
 в соответствии с главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации.
____________________________________________________________________


В связи с поступающими запросами государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации, Госналогслужба России разъясняет порядок применения отдельных положений Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес".

Доведите направляемые разъяснения до нижестоящих налоговых инспекций.

B.H.Панфилов


 Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ
по отдельным вопросам применения положений
 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 142-ФЗ
"О налоге на игорный бизнес"


1. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" плательщиками каких налогов и сборов не являются предприятия и организации, занятые в сфере игорного бизнеса?

В соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами.

Статья 2 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" устанавливает норму, согласно которой игорный бизнес - предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.

Исходя из этого следует, что доходы, извлекаемые предприятиями (организациями) игорного бизнеса от участия в азартных играх и пари в виде выигрыша и платы за их проведение, не являются реализацией продукции (товаров, работ, услуг). Следовательно, эти доходы не должны облагаться налогами, объектом налогообложения которых является объем (выручка) реализации продукции (товаров, работ, услуг).

При этом в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" доходы, полученные игорным заведением от осуществления игорного бизнеса, не подлежат обложению налогом на прибыль по ставке 90 процентов. Кроме того, пунктом 1 статьи 1 указанного Закона была установлена норма, согласно которой, организации осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности.

Таким образом, игорные заведения в части осуществления ими игорного бизнеса со дня вступления в силу Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" не являются плательщиками налога на прибыль (доход), а уплачивают налог на игорный бизнес.

Кроме того, доходы игорных заведений, полученные ими от игорного бизнеса не должны облагаться, в частности, следующими налогами:

- налогом на пользователей автодорог (пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации");

- налогом с продаж (подпункт "д" пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации");

- сбором за право использования местной символики (подпункт "п" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации");

- налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (подпункт "ч" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

Также в соответствии с подпунктом "о" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) от обложения налогом на добавленную стоимость освобождены обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах. Все остальные виды деятельности в сфере игорного бизнеса подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке до внесения соответствующих изменений и дополнений в вышеназванный Закон.

При осуществлении игорным заведением наряду с игорным бизнесом других видов предпринимательской деятельности (например, реализация продуктов общественного питания, розничная торговля, реализация концертных услуг и т.п.), указанное заведение обязано вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать налоги и другие обязательные платежи по этим видам предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. С какой даты следует исчислять налог на игорный бизнес в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ?

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" вступление его в силу предусмотрено со дня официального опубликования.

Рассматриваемый Федеральный закон был опубликован в "Российской газете" за N 150 от 7 августа 1998 года. Следовательно, именно с этого момента Федеральный закон вступил в силу и должен применяться на всей территории Российской Федерации.

3. Являются ли объектом налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ детские игровые автоматы без выигрыша или с вещевым выигрышем?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" под игровым автоматом, в целях применения названного Федерального закона, понимается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении и используемое для проведения азартных игр с денежным выигрышем.

Исходя из этого, детские игровые автоматы без выигрыша или с вещевым выигрышем, рекреационное (развлекательное) оборудование не подпадают под действие названного Федерального закона и соответственно, налогообложение организаций, имеющие детские игровые автоматы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

4. Как с точки зрения количества объектов налогообложения, стоит рассматривать игровые развлекательные комплексы, состоящие из нескольких игровых автоматов, объединенных между собой в локальную сеть и имеющих общий центральный компьютер системы (например игровой развлекательный комплекс "КСИ Интернэшенал")?

Игровой автомат в составе игрового развлекательного комплекса выполняет игровую программу, определяемую типом используемой платы или программы компьютера, управление автоматом в процессе игры осуществляется одним человеком. В комплексе, как правило, могут быть использованы любые программы азартных игр.

При этом игровой автомат может состоять из следующих основных узлов: корпуса, процессора, устройства ввода, устройства вывода информации, устройство приема жетонов (монет, бумажных денег) и устройства выдачи жетонов (монет, бумажных денег), либо отдельные из перечисленных узлов могут быть общими для всего комплекса.

В процессе игры на игровом автомате, входящем в игровой комплекс, игровая ситуация одного игрока не зависит от игровой ситуации других, каждый игровой автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки. Выигрыш на каждом игровом автомате зависит от случая, но с учетом всех предыдущих проведенных игр, вероятность выпадения выигрыша при этом тем больше, чем больше проиграно игроками средств.

Устройство центрального пульта (компьютер централизованного управления), как правило, в это время выполняет постоянную программу, позволяющую набивать и снимать с каждого игрового автомата "кредит", а также формирует дополнительный призовой фонд для всех игроков (игровых автоматов, объединенных между собой в локальную сеть) за счет общего количества проигранных ставок на каждом игровом автомате, называемый общепринятым в мировой практике термином "Джек-пот".

Таким образом, объединение игровых автоматов между собой в игровой комплекс и использование центрального пульта (компьютера централизованного управления) является источником дополнительной заинтересованности в игре на автомате, входящем в игровой комплекс, посредством как повышения вероятности наступления выигрышной комбинации для игрока, так и возможности большего выигрыша, чем на автомате, не объединенном в локальную сеть, а каждый игровой автомат при этом стоит рассматривать как самостоятельный и отдельный игровой автомат.

Исходя из этого, и в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ каждый игровой автомат в составе игрового развлекательного комплекса подлежит регистрации в установленном порядке в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также является отдельным объектом налогообложения налога на игорный бизнес.

5. В каких случаях применяется ставка налога уменьшенная на 20 процентов, предусмотренная пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес"?

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" ставка налога в год на каждый объект налогообложения уменьшается на 20 процентов, если в игорном заведении общее количество объектов налогообложения каждого вида превышает установленный законом вровень (30 единиц для игровых столов и 40 для игровых автоматов).

При этом следует иметь в виду, что если в соответствии с учредительными документами налогоплательщик имеет право на занятие деятельностью в сфере игорного бизнеса и содержит (согласно учредительным документам) несколько игорных заведений, то уменьшение ставки налога на 20 процентов налогоплательщик вправе применять только по каждому конкретному игорному заведению, где имеет место указанное превышение, а не по общему количеству объектов налогообложения, имеющихся у плательщика и находящихся в разных игорных заведениям.

Налоговая скидка применяется к единой ставке налога, состоящей из суммы минимального размера ставки налога, установленного пунктом 2 статьи 5 Федерального закона, и ставки налога, зачисляемой в бюджет каждого конкретного субъекта Российской Федерации, установленной законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона.

Кроме того, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 1 и 10 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" вправе самостоятельно устанавливать налоговые льготы, в пределах сумм налога, зачисляемых в их бюджеты.

6. Является ли стол для игры в рулетку (игровой стол) на котором игра ведется на двойном игровом поле с одним колесом, одной или двумя единицами налогообложения?

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" под игровым столом, в целях применения данного Федерального закона, понимается специально оборудованное место в игорном заведении, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых игорное заведение через своих представителей участвует как сторона или как организатор и (или) наблюдатель.

При этом непосредственно игра на игровом столе производится только в площади игрового поля, которое представляет собой специальным образом расчерченное пространство на плоскости игрового стола, предназначенное для ведения игры.

В практике игорного бизнеса существует вариант игровой установки, например, стол для игры в рулетку в виде двух столов с независимыми игровыми полями, но с общим игровым колесом. В этом случае, игровая ситуации на каждом игровом поле формируется, по мере ставок, независимыми участниками и развивается по своему сценарию, несмотря на то, что результат по сделанным ставкам фиксируется на общем игровом поле.

Исходя из этого каждый стол на котором ведется самостоятельная игра (имеется самостоятельное игровое поле) следует считать отдельным игровым столом, который в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" подлежит обязательной регистрации в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, и является отдельным объектом налогообложения налога на игорный бизнес.

7. Что значит игорное заведение участвует через своих представителей как сторона и игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель?

В настоящее время азартные игры, проводимые в игорном заведении можно разделить на следующие категории:

- игры, в процессе которых участвующий в игре посетитель (игрок) играет с представителями игорного заведения (крупье) против игорного заведения. Соответственно, в случае выигрыша посетителя сумму выигрыша ему выплачивает игорное заведение из денежных средств заведения. А в случае проигрыша посетителя (игрока) сумма его проигрыша поступает в доход игорного заведения. В этом случае игорное заведение выступает как сторона (например, игры в рулетку, карточные игры типа "Блэк Джек", "Покер", игры в кости типа "Крэпс", "Сикбо");

- круговые игры, в процессе которых участвующие в игре посетители игорного заведения играют между собой, а представитель игорного заведения (крупье) только обслуживает игровой стол. Соответственно, суммы выигрышей и проигрышей посетителей (игроков) распределяются между ними по итогам каждой сдачи. Игорное заведение получает от этих игр лишь определенный процент от суммы каждого выигрыша. В этом случае игорное заведение выступает как организатор и (или) наблюдатель (например, карточные игры типа "Стад покер", "33").

При этом в игорном заведении в доступном для посетителей месте, наряду с другими правилами регламентирующими работу и посещение игорного заведения должны находиться правила проведения игр, утверждаемые администрацией игорного заведения. Необходимость установления таких правил игорным заведением предусмотрено в статье 2 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ в определении понятия "азартная игра".

8. Кто является плательщиком налога на игорный бизнес в случае, когда собственник передает свое оборудование в аренду?

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" плательщиками налога на игорный признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.

Исходя из этого плательщиком налога на игорный бизнес в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" в случае сдачи игорного оборудования в аренду будет являться его арендатор, непосредственно осуществляющий на арендованном оборудовании предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Арендодатель с полученных доходов уплачивает налоги и другие платежи в соответствии с действующим законодательством.

9. Как рассчитывается налог на игорный бизнес за август 1998 года?

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" при установке нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца сумма налога исчисляется за полный текущий месяц.

Вышеназванный Федеральный закон вступил в силу 7 августа 1998 года, следовательно, с данной даты у налогоплательщиков появился новый объект (объекты) налогообложения и обязанность по уплате налога и регистрации объектов игорного бизнеса. До этого момента действовал ранее установленный порядок налогообложения игорных заведений.

В связи с чем сумма налога на игорный бизнес в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ за август 1998 года исчисляется следующим образом.

Налогоплательщик, согласно зарегистрированному в налоговой инспекции количеству и видов объектов налогообложения и установленных ставок, рассчитывает налог на игорный бизнес за полный месяц. Полученную cумму делит на количество дней в августе (31 день), умножает ее на 6 дней (период, за который уплата налога производится по законодательству, действующему до вступления в действие Федерального закона "О налоге на игорный бизнес") и исчисленную сумму вычитает из суммы налога за полный месяц. Данная сумма налога, полученная как разница между суммой за полный месяц и суммой, приходящейся на 6 дней, подлежит взносу в бюджет.


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»