ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

от 2 июля 1998 года

     

     

Основополагающие принципы
эффективного банковского надзора
(Основополагающие базельские принципы)

1. Слабость банковской системы какой-либо страны, развивающейся или развитой, может угрожать финансовой стабильности как этой страны, так и других государств. Растущую озабоченность мирового сообщества вызывает потребность совершенствования финансовых систем. Заключительное Коммюнике встречи на высшем уровне стран - членов Группы 7 в Лионе в 1996 году призывает к принятию действий в этой области. В последнее время некоторые официальные организации, в т.ч. Базельский комитет банковского надзора, Банк международных расчетов, Международный валютный фонд и Всемирный банк, изучают пути укрепления финансовой стабильности в мире.

2. Базельские комитет банковского надзора* в течение многих лет работает в этой области как непосредственно, так и через свои многочисленные контакты с органами банковского надзора различных государств.

----------------

* Базельский комитет банковского надзора - это Комитет органов банковского надзора, основанный управляющими центральными банками стран - членов Группы 10 в 1975 году. В него входят высшие руководители органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов. Обычно комитет проводит свои заседания в Банке международных расчетов в Базеле, где расположен его постоянный секретариат.


На протяжении последних полутора лет комитет изучает возможность активизации усилий по укреплению пруденциального надзора во всех странах мира, выстраивая свои взаимоотношения со странами, не являющимися членами Группы 10, а также способствуя укреплению пруденциального надзора в странах - членах Группы 10. В частности, комитет подготовил два документа:

- всесторонний набор Основополагающих принципов эффективного банковского надзора (Базельские основополагающие принципы) (которые приложены).

- Компендиум (который будет прилагаться периодически) действующих рекомендаций Базельского комитета, руководящие указания и стандарты, на большинство которых даются перекрестные сноски в Основополагающих принципах.

Оба документа были одобрены управляющими центральными банками стран - членов Группы 10. Они были предоставлены министрам финансов стран - членов Группы 7 и Группы 10 при подготовке к июньской (1997 год) встрече на высшем уровне в Денвере в надежде на то, что эти документы явятся полезным механизмом укрепления финансовой стабильности во всех странах мира.

3. При разработке Принципов Базельский комитет тесно сотрудничал с органами банковского надзора стран, не являющихся членами Группы 10. Документ готовился группой, куда входили представители Базельского комитета, а также Чили, Китая, Чешской Республики, Гонконга, Мексики, России и Таиланда. В работе группы принимали активное участие представители девяти других стран (Аргентины, Бельгии, Венгрии, Индии, Индонезии, Кореи, Малайзии, Польши и Сингапура). При выработке принципов большую роль сыграли интенсивные консультации, проводившиеся с большой группой национальных органов банковского надзора, как непосредственно, так и через региональные группы банковского надзора.

4. Базельские основополагающие принципы включают в себя двадцать пять основных Принципов, которые должны применяться для обеспечения эффективности системы банковского надзора. Эти принципы относятся к:

- предварительным условиям для эффективного банковского надзора - Принцип 1;

- лицензированию и структуре - Принципы 2-5;

- пруденциальным нормам и требованиям - Принципы 6-15;

- методам постоянного банковского надзора - Принципы 16-20;

- требованиям к информации - Принцип 21;

- официальным полномочиям органов банковского надзора - Принцип 22;

- международным банковским операциям - Принципы 23-25.

Кроме самих Принципов, документ содержит объяснение различных методов, которые могут использовать надзорные органы при их применении.

5. Национальные органы должны применять Принципы при осуществлении надзора за всеми банковскими организациями, подпадающими под их юрисдикцию*.

----------------

* В странах, где небанковские финансовые институты предоставляют финансовые услуги, похожие на финансовые услуги, предоставляемые банками, многие из содержащихся в этом документе принципов можно применять к таким небанковским финансовым институтам.


Принципы представляют собой минимальные требования и во многих случаях должны дополняться другими мерами, направленными на оценку положения и рисков финансовых систем отдельных стран.

6. Базельские основополагающие принципы призваны служить основной рекомендацией надзорным и другим государственным органам как в национальном, так и в международном масштабе. Национальным надзорным органам, многие из которых в настоящее время активно стремятся совершенствовать свои режимы надзора, следует использовать прилагаемый документ в целях пересмотра их существующих надзорных механизмов и инициации программ, направленных на устранение по мере необходимости в рамках их правоспособности любых недостатков и сбоев. Принципы были разработаны таким образом, чтобы они могли поддаваться проверке надзорными органами, региональными надзорными группами, а также самим рынком. Базельский комитет наряду с другими заинтересованными организациями сыграет отведенную ему роль в отслеживании применения Принципов отдельными странами. Предполагается, что МВФ, Всемирный банк и другие заинтересованные организации будут использовать Принципы при оказании содействия отдельным странам в деле укрепления их надзорных механизмов в связи с усилиями, направленными на укрепление макроэкономической и финансовой стабильности. Применение Принципов будет оценено на Международной конференции органов банковского надзора в октябре 1998 года, а затем оно будет оцениваться раз в два года.

7. Надзорным органам всех стран рекомендуется одобрить Базельские основополагающие принципы. Члены Базельского комитета и 16 национальных органов банковского надзора, которые принимали участие в их разработке, согласны с содержанием документа.

8. Руководители региональных надзорных групп выражают поддержку усилиям Базельского комитета и свою готовность способствовать принятию Основополагающих принципов членами соответствующих групп. В настоящее время проводятся дискуссии с целью определения роли, которую региональные группы могут играть в деле принятия Принципов и их выполнения своими членами.

9. Базельский комитет считает, что выполнение Основополагающих принципов каждой страной явится важным шагом в процессе укрепления финансовой стабильности как в национальном, так и в международном масштабе. Темпы достижения этой цели будут различными. Во многих странах необходимо будет осуществить значительные изменения законодательной базы и полномочий надзорных органов, т.к. многие надзорные органы в настоящее время не обладают закрепленными в законодательном порядке полномочиями применения всех Принципов. В этих случаях Базельский комитет полагает, что законодательным органам отдельных стран следует срочно рассмотреть вопрос о внесении в законодательство изменений, необходимых для практического применения Принципов.

10. Базельский комитет будет продолжать свою деятельность по разработке стандартов для ключевых областей риска, а также в ключевых отраслях банковского надзора, которая нашла свое отражение в документах, таких, как те, которые приводятся в Компендиуме. Базельские основополагающие принципы послужат отправной точкой для будущей работы комитета, которая, когда в этом возникнет необходимость, будет проводиться совместно с органами надзора стран - членов Группы 10 и их региональными группами. Комитет совместно с другими надзорными органами и заинтересованными сторонами готов поощрять работу, ведущуюся на национальном уровне, в целях применения Принципов. Наконец, комитет обязался укреплять взаимодействие с надзорными органами стран, не являющихся членами Группы 10, а также увеличить объем средств, выделяемых этим странам в рамках технического содействия и подготовки кадров*.

----------------

* Арабский комитет банковского надзора, Карибская группа органов банковского надзора, Ассоциация органов банковского надзора Латинской Америки и бассейна Карибского моря, Группа органов банковского надзора Восточной и Южной Африки, Группа органов банковского надзора, Исследовательская группа по банковскому надзору ЕМЕАР, Группа органов банковского надзора стран Центральной и Восточной Европы, Комитет органов банковского надзора Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, Оффшорная группа органов банковского надзора, Региональная надзорная группа стран Центральной Азии и Закавказья, Форум органов банковского надзора стран Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии и Австралии, Комитет органов банковского надзора стран Западной и Центральной Африки.

Основополагающие принципы эффективного банковского надзора


Предварительные условия для
эффективного банковского надзора

1. Эффективная система банковского надзора предполагает четко определенные обязанности, функции и цели для каждого органа, вовлеченного в осуществление банковского надзора. Каждый орган должен обладать оперативной самостоятельностью и необходимыми ресурсами. Для банковского надзора необходима также соответствующая правовая основа, включая:

- требования, относящиеся к лицензированию банковских учреждений и к надзору над ними в процессе функционирования;

- полномочия по проверке соблюдения законов, равно как и вопросов надежности, безопасности и устойчивости банков;

- правовую защиту для органов банковского надзора и их сотрудников. Должны быть обеспечены правовые условия для обмена информацией между различными органами банковского надзора и обеспечение конфиденциальности такой информации.

Лицензирование

2. Разрешаемые виды деятельности юридических лиц, которые лицензируются и подлежат надзору в качестве банков, должны быть четко установлены. Использование слова "банк" в названии этих юридических лиц следует контролировать как можно строже.

3. Лицензирующие органы должны иметь право устанавливать критерии создания банков и отклонять заявки на их создание, не отвечающие установленным стандартам. Процесс лицензирования как минимум должен охватывать оценку:

- структуры собственности банка;

- состава его директоров и высшего руководства;

- организации его деятельности, плана и внутреннего контроля;

- предполагаемых финансовых условий, включая его капитальную базу. В случае, если предполагаемым владельцем или материнской организацией банка выступает иностранный банк, надлежит получать предварительное согласие органа банковского надзора страны происхождения этого иностранного банка.

4. Органы банковского надзора должны обладать полномочиями рассматривать и отклонять любые предложения по передаче значительной доли собственности или контроля над существующими банками другим сторонам.

5. Органы банковского надзора должны обладать полномочиями устанавливать критерии для проверки крупных приобретений или капитальных вложений, производимых банком, и для обеспечения того, чтобы развитие структуры банка не подвергало его необоснованным рискам и не мешало эффективному надзору.

Пруденциальные нормы
и требования

6. Органы банковского надзора должны устанавливать требования к минимальному уровню собственных средств банков, отражающему риски, которым подвергаются банки, и определять компоненты капитала, учитывая его способность покрывать потери. Для действующих в международном масштабе банков эти требования не должны быть меньше тех, что установлены в Базельском соглашении о капитале.

7. Обязательной составной частью любой системы надзора является независимая оценка политики, практики и правил банка, связанных с предоставлением кредитов и с вложением капитала, и постоянный контроль за кредитными и инвестиционными портфелями.

8. Органы банковского надзора должны быть убеждены в том, что банки устанавливают и придерживаются адекватной политики, практики и процедур при оценке качества активов и достаточности резервов на возможные потери по ссудам и иных резервов.

9. Органы банковского надзора должны быть убеждены в том, что банки располагают системами управления информацией, которые помогают руководству идентифицировать концентрации внутри портфелей, и инспектора должны устанавливать пруденциальные пределы с целью ограничения риска потенциальных убытков банка от единого заемщика или группы связанных между собой заемщиков.

10. В интересах предотвращения злоупотреблений, связанных с кредитованием, органы банковского надзора должны разработать требования о том, чтобы банки предоставляли кредиты связанным между собой компаниям и индивидуальным лицам по принципу "на расстоянии вытянутой руки", чтобы такие предоставления кредита подвергались эффективному текущему контролю и чтобы предпринимались другие соответствующие шаги для контролирования или снижения степени рисков.

11. Органы банковского надзора должны быть убеждены в том, что банки располагают адекватными политикой и правилами для идентификации, мониторинга и контролирования страхового риска и риска ограничения перевода средств в их деятельности по международным кредитованию и капиталовложениям и для поддержания достаточных резервов для покрытия такого рода рисков.

12. Органы банковского надзора должны быть убеждены в том, что банки располагают системами, которые точно оценивают, контролируют рыночные риски и адекватно ими управляют; инспектора должны иметь полномочия накладывать специальные ограничения и/или производить специальные начисления процентов на капитал в связи с рыночными рисками потенциальных убытков, если для этого есть основания.

13. Органы банковского надзора должны быть убеждены в том, что банки полностью контролируют процесс управления риском (включая соответствующий надзор за советом директоров и высшим руководством) с целью идентификации, оценки, проверки и контроля всех других существенных рисков, и там, где это необходимо, предусматривать капитал для покрытия этих рисков.

14. Органы банковского надзора должны определять, что банки располагают средствами внутреннего контроля, которые достаточны для характера и масштаба их бизнеса. Сюда должны входить четкая система делегирования полномочий и распределения обязанностей; разделение функций, которые обязан выполнять банк, оплачивая свои фонды и отчитываясь за свои активы и пассивы; урегулирование этих процессов; ответственное хранение активов; соответствующий независимый внутренний или внешний аудит, а также функция наблюдения для проверки эффективности этих средств контроля, равно как и соблюдения применяемых законов и правил.

15. Органы банковского надзора должны определять, что у банков есть четкие политика, практика и правила, включая строгие правила "знай своего клиента", которые обеспечивают высокие этические и профессиональные стандарты в финансовом секторе и препятствуют тому, чтобы банки использовались, преднамеренно или непреднамеренно, криминальными элементами.

Методы постоянного
банковского надзора

16. Система эффективного банковского надзора должна представлять собой определенную форму как выездных проверок, так и проверок на основе отчетности.

17. Органы банковского надзора должны иметь регулярные контакты с руководством банка и полнейшее понимание операций данного учреждения.

18. Органы банковского надзора должны располагать средствами сбора, проверки и анализа пруденциальных отчетов и статистических ведомостей из банков на единоличной и консолидированной основе.

19. Органы банковского надзора должны располагать средствами независимой оценки надзорной информации посредством либо выездных проверок, либо привлечения внешних аудиторов.

20. Необходимым элементом банковского надзора выступает способность инспекторов осуществлять надзор за банковской организацией на консолидированной основе.

Требования к информации

21. Органы банковского надзора должны быть убеждены в том, что каждый банк ведет адекватную отчетность, составляемую в соответствии с последовательной политикой и практикой бухгалтерской отчетности, которая позволяет инспекторам оценивать в реальном и правильном свете финансовое положение банка и прибыльность его бизнеса. И в том, что банк публикует на регулярной основе финансовые отчеты, которые точно отражают его положение.

Официальные полномочия
инспекторов

22. Органы банковского надзора должны иметь в своем распоряжении адекватные надзорные средства, с тем чтобы осуществлять корректировочные акции, если банки не выполняют пруденциальных требований (подобных коэффициентам минимального уровня достаточности собственного капитала), когда происходят регулярные нарушения или в случае, если интересам вкладчиков угрожает что-либо еще.

Международные банковские
операции

23. Органы банковского надзора должны практиковать глобальный консолидированный надзор, осуществляя адекватный мониторинг и применяя соответствующие пруденциальные нормы ко всем аспектам бизнеса, проводимого банковскими организациями во всем мире, в первую очередь в их зарубежных отделениях и дочерних компаниях.

24. Ключевым компонентом консолидированного надзора является налаживание контактов и обмена информацией с другими различными вовлеченными инспекторами, в первую очередь с органами надзора стран пребывания.

25. Органы банковского надзора должны требовать, чтобы местные операции иностранных банков осуществлялись в соответствии с такими же высокими стандартами, которые выдвигаются в отношении национальных учреждений, и должны обладать полномочиями обмениваться информацией, необходимой инспекторам стран происхождения этих банков для проведения консолидированного надзора.

Раздел I

Введение

Эффективный надзор за банковскими организациями является важнейшим компонентом устойчивой экономической среды, в которой банковская система играет центральную роль при осуществлении платежей и мобилизации и распределении накоплений. Задачей надзора является обеспечение безопасной и надежной деятельности банков, а также то, чтобы они обладали капиталом и резервами, достаточными для нейтрализации рисков, возникающих при проведении операций. Сильный и эффективный банковский надзор обеспечивает общественные ценности, которые не может полностью обеспечить рынок, и наряду с эффективной макроэкономической политикой имеет исключительно важное значение для обеспечения финансовой стабильности страны. В то время как издержки осуществления банковского надзора действительно высоки, издержки плохого надзора еще выше.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»