Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и других требований по охране труда осуществляет Государственная инспекция труда по городу Москве по вопросам, отнесенным к ее компетенции, в соответствии с федеральным законодательством и положением об этом органе.
Государственный надзор и контроль за условиями труда и соблюдением требований безопасности в организациях города осуществляют также городские подразделения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах их полномочий по направлениям деятельности. К этим органам относятся: московские городские органы госгортехнадзора, санитарно-эпидемиологического надзора, энергонадзора, пожарного надзора, госатомэнергонадзора, гостехнадзора, надзора за безопасностью дорожного движения.
Органы государственного надзора и контроля независимы в своей деятельности от государственных органов, поднадзорных организаций, должностных лиц. Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения работодателями, должностными и ответственными лицами организаций любых организационно-правовых форм.
Должностные лица государственных органов надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с федеральным законодательством. Они обязаны сохранять конфиденциальность сведений, составляющих государственную, служебную и коммерческую тайну, полученных при осуществлении своих полномочий.
Статья 30. Государственная экспертиза условий труда
по городу Москве
Государственная экспертиза условий труда по городу Москве:
осуществляет экспертизу условий труда, в том числе в проектах строительства и реконструкции производственных объектов, а также в связи с обращениями государственных надзорных, контрольных и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, общественных объединений и работников организаций;
контролирует состояние условий и охраны труда в организациях, качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда для подготовки предложений по отнесению организаций к классу профессионального риска;
проверяет в организациях документацию по установлению работникам льгот и компенсаций за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, дает работодателю предписания об устранении выявленных нарушений.
Статья 31. Общественный контроль за соблюдением
законодательства об охране труда и
других требований по охране труда
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов действуют в соответствии с рекомендациями, разрабатываемыми федеральным и городским органами исполнительной власти по труду.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда и других требований по охране труда; предъявлять требования о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, и обращаться в Государственную инспекцию труда по г.Москве для принятия неотложных мер;
участвовать в экспертизе условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых средств производства; выступать в качестве независимых экспертов;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
запрашивать и получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
посещать организации любых организационно-правовых форм, на которых работают члены данного профсоюза;
осуществлять проверки выполнения обязательств работодателей по вопросам охраны труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также трудовыми договорами (контрактами);
обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случае на производстве;
участвовать в формировании федеральных и городских программ улучшения условий и охраны труда, в разработке и согласовании законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к исполнению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда;
контролировать правильность расходования работодателями средств, выделяемых на охрану труда по коллективным договорам и соглашениям;
проверять соответствие предоставляемых компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда законодательным и иным нормативным правовым актам по охране труда.