ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАЯВЛЕНИЕ

от 17 ноября 1998 года


О мерах Правительства Российской Федерации
и Центрального банка Российской Федерации
по стабилизации социально-экономического
положения в стране

Одобрено
Советом директоров
Центрального банка
Российской Федерации

Одобрено
Правительством
Российской Федерации

Введение

Оценка ситуации

В последние годы экономика России находится в глубоком системном кризисе. Он вызван не только ошибками в экономической политике, которые привели к накоплению структурных диспропорций в системе воспроизводства, снижению ее эффективности, конкурентоспособности выпускаемой продукции, к масштабному росту внутреннего и внешнего долга, но и ослаблением системы государственного управления. На протяжении последних лет ни разу не был принят действительно сбалансированный бюджет. Негативные процессы обострились в связи с резким падением мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, выручка от экспорта которых практически покрывала значительную часть спроса населения на продовольствие и готовую продукцию, а также в связи с мировым финансовым кризисом.

В 1998 году произошло ухудшение социально-экономической ситуации. Уже в первом полугодии ускорился рост неплатежей, стали сокращаться поступления от экспорта, обострился бюджетный кризис, дестабилизировались все сегменты финансового рынка. Спад производства, наметившийся в апреле - мае, во второй половине года приобрел угрожающий характер.

Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.

В краткосрочной перспективе на общеэкономическую ситуацию будут оказывать значительное воздействие следующие негативные факторы.

Сокращение поступления продовольственных и топливных ресурсов создало большие проблемы для функционирования ключевых систем жизнеобеспечения. По оперативным данным, месячный импорт продовольствия сократился в сентябре в 2,5 раза. Запасы топлива в энергетике остаются ниже нормативного уровня.

Ускорился спад промышленного производства. Если в июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он составлял 2,5 процента, то в августе - 11,5 процента, в сентябре - 14,5 процента. Развитие этого процесса создаст крайне трудные стартовые условия для развития экономики в следующем году, обострит положение с занятостью населения.

Продолжается снижение уровня жизни населения. Сокращение среднеобеспеченного слоя серьезно ухудшает социальную структуру общества и усиливает дифференциацию по уровню доходов.

Рост товарооборота сменился его падением, которое может достичь в IV квартале 6-7 процентов, а в следующем году, если не переломить сложившуюся тенденцию, 7-8 процентов. Помимо обнищания значительной части населения, это грозит увеличением разрыва в уровне жизни по регионам и регионализацией потребительского рынка.

В растущей натурализации хозяйственных связей и сокращении налоговых поступлений проявляется дезорганизация системы расчетов и платежей. На этой почве усилились проявления экономического сепаратизма на местах.

Резко обострился бюджетный кризис. Задолженность по расходам на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства на 1 января 1998 года составила несколько десятков миллиардов рублей и продолжает увеличиваться. Вследствие роста неплатежей и падения производства налоговые поступления снизились до уровня, не покрывающего минимально необходимых расходов государства. При сохранении сложившихся тенденций в IV квартале денежные поступления налогов в федеральный бюджет могут составить 6-7 процентов ВВП, при минимальной потребности 9-10 процентов ВВП.

Остается критическим состояние платежного баланса страны. Несмотря на сокращение импорта, положительное сальдо текущих операций в 1998 году будет в 4-5 раз меньше, чем в 1997 году, в то время как возможности поступления валюты за счет займов и инвестиций резко сократились.

Скачок инфляции и ухудшение финансовой ситуации создали критический разрыв между потребностями экономики в расширении денежной массы и возможностями инфляционно безопасной эмиссии. Этот разрыв происходит на фоне высоких инфляционных ожиданий. В настоящее время основными факторами, которые могут обеспечить сдерживание инфляции, остаются жесткий контроль за ценами на продукцию естественных монополий, недопущение резких скачков плавающего курса рубля, увеличение товарного покрытия платежеспособного спроса.

Резко снизившийся уровень капитализации и ликвидности российских банков, падение доверия к ним являются одним из главных препятствий нормализации денежного оборота, восстановления системы сбережений и общей стабилизации социально-экономического положения.

Таким образом, в целях снижения остроты нынешней кризисной ситуации, предотвращения дальнейшего спада производства, стабилизации и постепенного повышения потребительского спроса требуются немедленные и чрезвычайные действия Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, всех ветвей государственной власти, органов местного самоуправления при поддержке всего российского общества. Это предполагает, в свою очередь, высокую ответственность и консолидацию власти и общества, всех политических сил, социальных слоев и групп.

Правительство Российской Федерации считает первоочередной задачей обеспечение выхода страны из острого экономического кризиса. Предлагаемые меры рассматриваются как первый этап. Вместе с тем предполагается, что решение объективно стоящих перед страной задач потребует на следующем этапе реализации дополнительного комплекса мер, прежде всего по нормализации хозяйственного оборота и его обеспечению денежными средствами. Основными задачами станут также улучшение платежного баланса страны, увеличение валютных резервов, оздоровление организаций и создание жизнеспособных рыночных структур (банковских и производственных). На этой основе необходимо добиться кардинального снижения издержек, возникающих в процессе движения товаров от их производителей к конечным потребителям, высокий уровень которых стал одним из факторов недостаточной конкурентоспособности экономики России.

Важнейшим условием кардинального оздоровления экономики является повышение организующей роли государства в обеспечении эффективности производства за счет, с одной стороны, объединения "проблемных" организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием. Наиболее важные функции этих корпораций на данном этапе - улучшение менеджмента, упорядочение финансовых потоков, перепрофилирование незагруженных мощностей на выпуск высокотехнологичной продукции. Создание таких корпораций может качественно улучшить положение дел с налоговыми платежами, гарантированием взаиморасчетов между организациями, своевременным погашением кредитов, поддержанием необходимого уровня ликвидности.

С другой стороны, государство совместно с органами местного самоуправления должно оказывать всемерную поддержку развитию малого и среднего предпринимательства, созданию конкурентной среды. Мировой опыт показывает, что ускорение экономического развития и решение проблемы занятости населения тесно связаны с развитием малого и среднего бизнеса, и это должно стать заботой как государственных органов власти, так и органов местного самоуправления.

Отработка технологии решения текущих социальных и экономических проблем должна осуществляться в рамках согласованной политики государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Государственная структурная и производственная политика будет реализовываться в основном через программы развития, приоритетами которых являются:

наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;

поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;

производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики;

сохранение и увеличение занятости населения.

Как явствует из перечня мер по выходу из кризиса, Правительство Российской Федерации выступает за усиление роли государства в процессе формирования и развития рынка и его социальной ориентации. Это необходимо и для наведения хозяйственного порядка: формирования и соблюдения реального бюджета, усиления основ контрактного права, защиты прав собственности, проведения приватизации на цивилизованной основе с ориентацией на экономическую и социальную эффективность, усиления контроля за управлением и результатами использования государственной собственности, своевременной и в полном объеме уплаты налоговых платежей, вытеснения теневого оборота и т.д.

Необходимы рациональные методы регулирования, оптимальные для существующих условий. При решении задачи вывода страны из кризиса могут использоваться административные запреты и различного рода ограничения, но в целом они не должны преобладать. Государственное регулирование будет опираться на нормативную правовую базу и систему действенного контроля.

Задачи и действия Правительства Российской Федерации
и Центрального банка Российской Федерации
на краткосрочную перспективу

В сложившихся условиях главным является преодоление острой фазы кризиса, стабилизация социально-экономической ситуации.

Основные меры, уже принятые или намеченные к осуществлению, направлены на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения, снижение социальной напряженности, оздоровление государственных финансов, банковской системы, восстановление товарных потоков и рыночных механизмов реального сектора экономики.

Достижение стабилизации рассматривается Правительством Российской Федерации как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Совершенствование рыночной системы хозяйствования предполагает запуск механизмов структурной перестройки экономики, укрепление единой системы государственной власти и развитие финансово-экономической составляющей основ федеративных отношений. Особое значение приобретают меры по оздоровлению и развитию инфраструктуры рынка.

Правительство Российской Федерации обеспечит эффективную координацию деятельности правоохранительных органов с целью решительной борьбы с экономической преступностью. Без наведения должного и свойственного цивилизованному рынку порядка нам не обойтись.

1. Нормализация условий жизни населения

1.1. Сфера жизнеобеспечения

1. Для предотвращения нехватки жизненно необходимых товаров, включая топливо, а также отдельных видов продовольствия и медикаментов обеспечивается оперативное создание их запасов и организация поставок в кризисные районы.

2. Осуществляется государственная поддержка производителей товаров, жизненно необходимых для обеспечения регионов, в особенности продовольствия и лекарственных средств.

3. Особое внимание уделяется бесперебойному прохождению через таможенную границу социально значимых импортных товаров (продовольствие и медикаменты, номенклатура которых устанавливается Министерством экономики Российской Федерации, Министерством торговли Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации). Отменена 3-процентная дополнительная пошлина на импорт таких товаров.

4. Временно снижены таможенные пошлины на импорт отдельных видов жизненно необходимых товаров (продовольствие и медикаменты).

5. Временно снижен на 50 процентов железнодорожный тариф на перевозки ограниченной номенклатуры жизненно необходимых товаров. Будут подготовлены предложения об основах государственного регулирования тарифов на федеральном железнодорожном транспорте, а также тарифов на электрическую энергию, потребляемую железнодорожным транспортом.

6. Приняты решения: о реструктуризации до 2005 года долга предприятий агропромышленного комплекса перед бюджетом; о переносе срока возврата целевых бюджетных ссуд, предоставленных в 1997 году предприятиям топливно-энергетического комплекса; о выделении администрациям субъектов Российской Федерации, распложенных в Дальневосточном регионе, средств на компенсацию тарифов на электроэнергию в полном объеме; об обеспечении погашения задолженности федерального бюджета по ссудам субъектам Российской Федерации, сельское хозяйство которых пострадало от засухи; о погашении части задолженности ряда государств - участников СНГ за поставленные энергоносители поставками продовольствия и других социально значимых товаров.

7. Осуществляется частичное погашение субъектами Российской Федерации и предприятиями агропромышленного комплекса задолженности перед федеральным бюджетом по ранее выданным им бюджетным ссудам поставками социально значимых продовольственных товаров организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета.

8. Будет использован метод целевого финансирования для содержания объектов социальной сферы и жилищного фонда, переданных в ведение органов местного самоуправления в 1996-1998 годах.

1.2. Поддержание доходов населения

1. Начиная с 1 октября 1998 года в полном объеме будет обеспечена текущая выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, финансируемой из федерального бюджета, денежного довольствия военнослужащим, работникам правоохранительных органов, а также пенсий и стипендий.

Финансовая поддержка из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации будет обусловливаться своевременным обеспечением текущих выплат работникам здравоохранения, образования, науки, культуры и других бюджетных организаций за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Будут приняты меры по приведению размеров денежного содержания государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих в соответствие с законодательными нормами, установленными для федеральных государственных служащих.

2. Погашение задолженности федерального бюджета по выплатам заработной платы, образовавшейся в том числе в связи с выполнением государственного оборонного заказа, денежного довольствия, пенсий будет осуществляться в пределах объема финансирования, предусмотренного федеральным бюджетом на IV квартал 1998 года с переносом погашения оставшейся части задолженности на 1999 год.

3. Министерству финансов Российской Федерации даны указания разработать совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации механизм и подготовить соответствующие нормативные акты по выплате в 1999 году компенсации наименее обеспеченным группам населения в связи с ростом цен, в том числе по дифференцированной индексации пенсий, направленной на поддержку малообеспеченных пенсионеров, а также поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы.

4. Ужесточается ответственность должностных лиц и собственников предприятий за несвоевременную выплату заработной платы, нарушение условий трудовых соглашений и коллективных договоров. Соответствующие указания даны правоохранительным органам. Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации подготовят в IV квартале 1998 года необходимые нормативные правовые документы. Одновременно на ряде предприятий различных отраслей реального сектора экономики будет проведен эксперимент по предоставлению предприятиям права на резервирование части поступивших на счета средств для выплаты заработной платы и финансирования иных неотложных расходов.

5. С целью упорядочения системы социальных льгот и выплат будут приняты решения по совершенствованию системы государственной социальной помощи, предусматривающие предоставление ее, главным образом, малообеспеченным группам населения. В целях обеспечения адресности социальной помощи населению в течение первой половины 1999 года должна быть сформирована законодательная база, включая выработку общих принципов, критериев и условий предоставления социальных выплат и льгот, разграничение источников их финансирования, адресности стипендиального обеспечения студентов.

6. До конца 1998 года Правительство Российской Федерации представит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пакет социальных законов, обеспечивающих:

возможность индексации минимальной заработной платы, пенсий и социальных пособий на основе прожиточного минимума, отказ от использования минимального размера оплаты труда в качестве нормативной базы при установлении размера социальных выплат;

перенос части выплат в государственные внебюджетные фонды с работодателя на работника с соответствующим увеличением размера начисляемой заработной платы.

1.3. Смягчение
последствий финансового
кризиса для населения

1. Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления будут приняты меры, исключающие необоснованный рост цен и тарифов на продукцию (услуги) отраслей естественных и локальных монополий. Правительством Российской Федерации будут подготовлены предложения по механизму установления предельных тарифов и цен на их продукцию.

2. Правительством Российской Федерации будет принят порядок регулирования цен на жизненно необходимые отечественные и импортные лекарственные средства, перечень которых будет определяться Министерством здравоохранения Российской Федерации. Будет усилена адресность существующей системы льгот по обеспечению потребности в медикаментах малоимущих семей.

3. Ужесточается антимонопольное регулирование, в том числе в сфере оптовой и розничной торговли.

4. С целью сдерживания роста безработицы и создания условий для расширения занятости будет осуществляться переподготовка и обучение высвобождающихся работников, стимулироваться развитие малого и среднего предпринимательства, расширяться участие трудоспособного населения в программе увеличения мощности национальной транспортной системы и других видах общественно значимых работ, в том числе природоохранного характера.

5. Будет продолжено реформирование правоотношений в жилищно-коммунальной сфере. Изменение платежей населения за жилье и коммунальные услуги будет увязано с системой мер по социальной защите малоимущих категорий граждан, уровнем доходов населения и реализацией мероприятий, направленных на снижение издержек производителей жилищно-коммунальных услуг и повышение качества обслуживания потребителей.

6. Будут приняты меры по недопущению установления тарифов и арендных ставок в иностранной валюте и условных (учетных) единицах, за исключением тарифов и ставок в области внешнеэкономической деятельности.

7. В целях формирования трудовых отношений на основе баланса интересов работника и работодателя Правительство Российской Федерации подготовит для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект нового Трудового кодекса Российской Федерации.

8. Правительство Российской Федерации рассматривает функционирование социальной инфраструктуры как важный элемент обеспечения жизнедеятельности населения. В качестве первоочередной меры принято постановление, отменяющее необоснованные ограничения на внебюджетную деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, науки и способствующее их эффективной работе. Будут предусмотрены меры, обеспечивающие сохранение качества образования и его доступности, общедоступность услуг в сфере культуры, поддержку особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В целях расширения возможностей населения по получению образовательных услуг в различных видах профессионального образования (начального, среднего, высшего, дополнительного) будет разработан механизм формирования и предоставления адресного образовательного кредита.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»