Действующий

Об утверждении "Положения о системе управления охраной труда в организациях Государственного комитета РФ по охране окружающей среды"

Приложение 2

РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке должностной инструкции

Должностная инструкция должна включать все аспекты деятельности должностного лица, в том числе вопросы охраны труда, и является основным юридическим документом, регламентирующим его обязанности, права и ответственность.

Должностная инструкция должна:

- четко фиксировать круг обязанностей;

- служить инструментом при оценке деятельности;

- обеспечить сбалансированность обязанностей, прав и ответственности.

Для обеспечения вышеизложенного необходимо соблюдать соответствие между:

- правами руководителя и обязанностями подчиненного (первые должны подтверждаться вторыми);

- правами подчиненного и обязанностями руководителя (реализация прав первого обеспечивается соответствующими обязанностями второго);

- ответственностью руководителя и ответственностью подчиненного (первая не должна включать в себя вторую).

Порядок составления должностных инструкций:

- проекты должностных инструкций составляются руководителями для своих непосредственно подчиненных, исходя из производственных функций подразделений и задач по охране труда, решение которых возлагается на данное подразделение, работника и т.д.;

- каждой задаче или группе задач должно соответствовать должностное лицо, на которое возлагается персональная ответственность за выполнение данной задачи (или группы задач). Объединять в одну группу следует те задачи, операции по решению которых тесно взаимосвязаны;

- после определения лиц, ответственных за решение задач, составляется перечень их обязанностей, выполнение которых обеспечивает решение этих задач;

- затем формируется перечень прав должностного лица, соответствующих вменяемым обязанностям;

- комплект должностных инструкций для управляющего персонала подразделения разрабатывается параллельно для обеспечения их сбалансированности между собой;

- после согласования должностных инструкций с юристом они утверждаются непосредственными руководителями тех лиц, в подчинении которых находятся работники.

В качестве базового материала при составлении должностных инструкций используются:

- нормативно-правовая документация по охране труда;

- положения "Системы управления охраной труда в организациях Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды";

- положения, устанавливающие задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организаций и их руководителей.

Должностная инструкция должна содержать следующие разделы:

1. "Квалификация", которая необходима для выполнения данной работы.

2. "Обязанности" - представляют собой максимально конкретизированные функции, описанные глаголами действия.

3. "Права". Каждой обязанности должно быть придано определенное право должностного лица, а именно, какие ресурсы (трудовые, материальные, информационные) и в каком объеме он может использовать, а также какие действия ему разрешены для выполнения возложенных обязанностей.

Необходимо, чтобы положения 2-го и 3-го разделов в инструкции строго соответствовали друг другу и исчерпывали круг деятельности работника.

4. "Ответственность" - указывается, что работник отвечает за невыполнение своих обязанностей и дается ссылка на нормативные документы, которые устанавливают вид и меру ответственности.

5. "Взаимосвязи работника" - описываются связи работника с другими должностными лицами (по каким вопросам, в какие сроки, при каких условиях, формы связи и т.п.).