3.1. Основными направлениями деятельности Департамента являются:
анализ ситуации на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению или сокращению негативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников;
формирование проекта бюджета фонда занятости субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, постановлениями и приказами Минтруда России;
распределение и использование средств фонда занятости на реализацию основных задач и направлений деятельности в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами;
осуществление мероприятий по сбору страховых взносов в фонд занятости, включая работу по реструктуризации задолженности по отчислениям в фонд занятости;
организация работы по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании, и снятию их с регистрационного учета в соответствии с установленным порядком;
обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения;
организация работы городских и районных отделов занятости населения по выполнению федеральных, межрегиональных, территориальных, городских и районных программ содействия занятости населения;
организация профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и стажировки работников Департамента и его филиалов, организационное руководство деятельностью учебных центров службы занятости на территории субъекта Российской Федерации;
определение основных направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом потребностей рынка труда и сложившегося рынка рабочей силы, формирование или использование имеющейся учебно-производственной базы для реализации указанных целей;
заключение договоров с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан;
изучение, обобщение и распространение отечественного и международного опыта в области занятости;
содействие в опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников;
содействие в развитии и поддержке малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости, возрождении народных промыслов и прикладного искусства;
создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест по необходимым профессиям и специальностям;
осуществление специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
содействие работодателям в подборе необходимых работников;
подготовка и внесение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления предложений по предупреждению массового высвобождения работников;
подготовка и внесение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления предложений по организации и проведению в целях обеспечения временной занятости населения оплачиваемых общественных работ, организация временной занятости безработных граждан, включая участие этих граждан в оплачиваемых общественных работах;
участие в межтерриториальном перераспределении трудовых ресурсов совместно с заинтересованными организациями;
выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне, предусмотренных законодательством Российской Федерации (Федеральные законы от 28.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"* и от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне")**;
____________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст.1014.
** Собрание законодательства Российской федерации, 1998, N 7, ст.799.
организация связей с общественностью и средствами массовой информации;
контроль за исполнением работодателями независимо от форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости;
внедрение и контроль за эксплуатацией автоматизированных информационных систем в городских и районных отделах занятости населения, создание единой информационной системы в субъекте Российской Федерации;
организационно-методическое взаимодействие с негосударственными организациями, оказывающими платные услуги, связанными с трудоустройством, профессиональной подготовкой, повышением квалификации, переподготовкой, профориентацией и психологической поддержкой граждан; участие в работе экспертных комиссий по лицензированию деятельности указанных организаций (п.7 Положения о лицензировании деятельности негосударственных организаций по оказанию услуг в содействии занятости граждан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.95 N 1046)***;