Недействующий

Об Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

3.3. Повышение эффективности методов государственного
регулирования страховой деятельности

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать выполнение намеченных в настоящих Основных направлениях мер по развитию национальной системы страхования и действенный контроль страхового сектора экономики.

В связи с этим Министерством финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должны быть приняты меры по совершенствованию нормативно-методической базы регулирования страховой деятельности. Необходимо разработать экономически обоснованные нормативы деятельности страховых организаций, соблюдение которых минимизирует риск дестабилизации их работы, в первую очередь организаций, осуществляющих долгосрочные виды страхования.

Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:

1) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов, предполагающее:

определение институциональных основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов;

обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования (в частности страхования имущества унитарных и казенных предприятий, иных организаций бюджетной сферы при четкой регламентации действий страхователя, представляющего интересы государства);

повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, определение порядка их участия в государственных программах страхования, предоставление им государственной поддержки;

предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан;

2) законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка, включающее:

конкретизацию условий допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок;

дополнительную регламентацию перестраховочной деятельности в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж;

выработку законодательных процедур, позволяющих эффективно предотвращать незаконную деятельность иностранных страховщиков, брокеров и иных субъектов страховых отношений на национальном страховом рынке;

3) совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью, предполагающее:

создание нормативных и организационных основ страхового надзора в Российской Федерации;

разработку процедур финансового оздоровления страховых организаций;

определение специальных требований к страховым организациям, оказывающим услуги населению по долгосрочному страхованию жизни и пенсий;

совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференцированной системы санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение предъявляемых к ним требований, принципов добросовестной конкуренции;

введение порядка, ограничивающего допуск к руководству страховой или брокерской организацией лиц, действия которых привели финансово-кредитную организацию к банкротству.

Деятельность Министерства финансов Российской Федерации должна осуществляться в постоянном взаимодействии с:

правоохранительными и налоговыми органами в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования;

органами, осуществляющими антимонопольную политику, в целях развития конкуренции на страховом рынке;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях выработки единых методических принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству;

Всероссийским союзом страховщиков, другими профессиональными объединениями страховщиков;

органами страхового надзора зарубежных стран, прежде всего государств - участников СНГ, с учетом предстоящего вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.