Недействующий

Об Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

3.1. Обеспечение надежности и финансовой устойчивости
системы страхования

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности страховых организаций и перестраховочных компаний является повышение минимального размера уставного капитала, а также его формирование исключительно за счет денежных средств. По итогам работы, проведенной в 1998 году, следует решить вопрос о возможности его дальнейшего повышения.

Одной из главных тенденций развития рынка будет концентрация страхового бизнеса, в результате чего финансово слабые страховые организации уступят рынок наиболее устойчивым компаниям, способным развивать национальное страховое дело в соответствии с современными требованиями.

Регулирование структурных преобразований должно включать защиту добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма, в том числе:

пресечение злоупотребления страховыми организациями доминирующим положением (включая установление необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги);

контроль за соглашениями и согласованными действиями страховых организаций, а также за созданием объединений (союзов и ассоциаций) страховых организаций;

запрещение действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции на федеральном и региональных рынках страховых услуг;

определение на конкурсной основе страховых организаций, привлекаемых к проведению страховых программ с использованием государственных средств;

осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг.

Одновременно при соблюдении требований антимонопольного законодательства должно быть обеспечено:

предупреждение оттока капиталов из страховой сферы, содействие слиянию и присоединению страховых организаций, не изыскавших необходимых средств для пополнения уставных капиталов, расширению филиальной сети страховщиков, особенно в регионах, имеющих незначительное количество страховых организаций и не располагающих капиталами, необходимыми для укрепления своей финансовой базы;

расширение спектра страховых услуг и географии деятельности страховых организаций;

поощрение различных форм объединения страховщиков в целях реализации крупных страховых проектов.

Последняя мера непосредственно связана с развитием перестрахования. Сегодня емкость российского перестраховочного рынка не позволяет надежно защитить такие крупные риски, как экологические, авиационные, морские, космические. С учетом того, что запрет перестрахования за рубежом невозможен, полный отказ от регулирования этого процесса с открытием рынка обусловит передачу практически всей перестраховочной премии на западный страховой рынок. Выход только в разумных протекционистских мерах, включая меры налогового регулирования, сопровождающихся опережающим созданием инфраструктуры перестрахования. Первоочередной задачей является подготовка силами национальных объединений страховщиков свода обычаев делового оборота по перестраховочной деятельности.

Стабильность страхового рынка во многом определяется его инфраструктурой, которая должна представлять собой слаженно работающий механизм с развитой системой информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти, субъектов страхового рынка и заинтересованных лиц (создание информационно-аналитических центров, проведение регулярных выставок, подготовка ежегодных аналитических докладов по вопросам страхования и др.).

В законодательных актах должны найти отражение вопросы создания, реорганизации и ликвидации страховых организаций, включая организации с участием иностранного капитала, функционирования филиалов, представительств и агентств страховщиков, деятельности обществ взаимного страхования, развития института страховых брокеров, сюрвейеров, аварийных комиссаров, осуществления региональных и межрегиональных страховых программ.

Развитие системы страхования зависит от уровня профессионализма руководителей и специалистов страховых компаний. В связи с этим необходимо установить единые квалификационные требования к руководителям страховых организаций, порядок их аттестации и обязательной периодической переаттестации. Необходимо также ускорить создание института актуариев с учетом выработанных международной практикой критериев, определить порядок аттестации и лицензирования актуариев. Особое внимание следует обратить на создание системы подготовки кадров страховщиков и всемерное развитие страховой науки.