Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ

от 20 августа 1998 года N 48


О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога
на прибыль бюджетными организациями (учреждениями)
и представления отчетности в налоговые органы

(с изменениями на 12 января 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратила силу с 1 января 2002 года в связи с введением в действие главы 25
"Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации

на основании приказа МНС России от 3 июля 2002 года N БГ-3-02/336
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:    

Изменениями и дополнениями N 1 МНС России от 12 января 1999 года, доведенными приказом МНС России от 12 января 1999 года N ГБ-3-02/7 (Российская газета, N 24, 09.02.99).

____________________________________________________________________



Инструкция издана на основании:

Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2117-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.525 и ст.526);

Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.527);

Закона РСФСР от 21 марта 1991 года N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145).

     

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль некоммерческими организациями (учреждениями), финансируемыми полностью или частично за счет средств бюджетов на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы), далее - бюджетные организации.

2. Бюджетные организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы, уплачивают налог с суммы превышения доходов над расходами.

Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Бюджетная организация осуществляет свою деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов.

3. Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Бюджетные организации ведут бухгалтерский учет исполнения смет расходов (доходов и расходов) по плану счетов, утвержденному Министерством финансов Российской Федерации для бюджетных организаций (абзац дополнительно включен с 20 февраля 1999 года Изменениями и дополнениями N 1 МНС России от 12 января 1999 года).

4. Бюджетные организации составляют сметы доходов и расходов в порядке, установленном Минфином России, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1998 года приказами по Министерству финансов Российской Федерации от 6 января 1998 года N 1н и 3 июня 1998 года N 22н. Исполнение смет доходов и расходов бюджетными организациями как за счет средств бюджета, так и от предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, бюджетной классификации Российской Федерации,  далее - бюджетная классификация.

5. Доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности (кроме доходов, полученных бюджетными государственными и муниципальными музеями, библиотеками, филармоническими коллективами, театрами, архивными учреждениями, цирками, зоопарками, ботаническими садами, дендрологическими парками и национальными заповедниками, полученными от их основной деятельности).

Плательщики налога исчисляют налог с суммы превышения доходов над расходами в общеустановленном порядке.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 февраля 1999 года Изменениями и дополнениями N 1 МНС России от 12 января 1999 года)

6. Если бюджетная организация занимается несколькими видами предпринимательской деятельности, по которым установлены разные ставки налога на прибыль, то исчисление налога на прибыль производится от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам.

     

II. Плательщики налога

7. Плательщиками налога на прибыль являются бюджетные организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы.

     

III. Объект обложения налогом и порядок исчисления
облагаемой прибыли

8. Налогооблагаемая база бюджетных организаций, кроме ранее переведенных на новые условия хозяйствования, определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации выполненных работ, услуг и других операций без налога на добавленную стоимость и акцизов и фактическими расходами, включенными в перечень расходов бюджетной классификации.

В целях налогообложения учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности ведется раздельно по каждому виду предпринимательской деятельности, а также от их основной деятельности, финансируемой за счет бюджетов всех уровней.

Учет операций по исчислению доходов от предпринимательской деятельности ведется в накопительной ведомости ф.409 (мемориальный ордер 14).

Аналитический учет доходов по внебюджетным средствам ведется по каждому виду деятельности в книге 297-б, а в централизованных бухгалтериях учет этих доходов ведется и по каждой обслуживаемой бюджетной организации. Учет доходов может осуществляться на многографных карточках ф.283.

Расходование внебюджетных средств осуществляется согласно утвержденным в установленном порядке сметам доходов и расходов по внебюджетным средствам с соблюдением такого же порядка, который установлен в отношении бюджетных средств.

Аналитический учет расходов ведется по видам внебюджетных средств и статьям бюджетной классификации в книге учета внебюджетных средств ф.297-б, а в централизованных бухгалтериях учет этих расходов ведется и по каждой обслуживаемой бюджетной организации. Учет расходов может осуществляться на многографных карточках ф.283.

По бюджетным организациям (не имеющим расчетных, текущих счетов и не составляющим самостоятельных балансов), занимающимся предпринимательской деятельностью и обслуживаемым централизованными бухгалтериями, налог на прибыль централизованными бухгалтериями исчисляется с суммы превышения доходов над расходами от предпринимательской деятельности, исходя из общей суммы доходов и расходов по всем указанным бюджетным организациям.

Распределение коммунальных расходов, услуг связи, а также транспортных расходов по перевозке административно-управленческого персонала на бюджетную и предпринимательскую деятельность производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме средств (включая бюджетные).

9. Бюджетные организации, имеющие смету доходов и расходов по специальным средствам, утвержденную в соответствии с Инструкцией Министерства финансов СССР от 12 июня 1981 года N 120 "О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним", уплачивают налог на прибыль с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами в размерах, установленных Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

10. Бюджетные организации, финансируемые за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, ранее переведенные на новые условия хозяйствования и получающие доходы от предпринимательской деятельности, аналитический учет средств, полученных из различных источников (поступления из бюджета; поступления за выполненные работы и оказанные услуги) и другим поступлениям, ведут по их видам в многографных карточках ф.283.

Фактические расходы этими учреждениями ведутся по показателям бюджетной классификации в целом за счет всех источников поступления в книгах ф.294 и ф.309-б. Фактический расход средств, полученных от предпринимательской деятельности, определяется пропорционально сумме поступлений от этой деятельности за отчетный период согласно данным учета в многографной карточке ф.283.

Например: в январе-октябре на расчетный счет учреждения поступило:

средств от предпринимательской деятельности - 1100 тыс. руб. (за минусом налога на добавленную стоимость);

целевых отчислений на содержание учреждения - 350 тыс. руб.;

бюджетных средств - 3800 тыс. руб.

Всего поступило на расчетный счет 5250 тыс. руб., из которых средства предпринимательской деятельности составляют 22,4 процента.

              100  
   1100 х ------------  = 22,4%         (*1)
           5250 - 350

Фактический расход средств за этот период за счет всех источников составил 4850 тыс. руб.,

в том числе целевых отчислений - 350 тыс. руб.,

доля средств, полученных от предпринимательской деятельности, составила - 22,4%,

сумма фактического расхода от предпринимательской деятельности составила  1008,0 тыс. руб.;

     (4850 - 350) х 22,4
     -------------------- = 1008 тыс. руб.
              100

Превышение доходов над расходами от предпринимательской деятельности составило  92 тыс. руб.

(1100 тыс. руб. - 1008 тыс. руб.) = 92 тыс. руб.

При определении удельного веса доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в общем объеме поступлений не учитываются целевые, а также внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах; доходы, полученные от совместной деятельности; доходы, полученные от сдачи имущества в аренду; курсовые разницы и др.).

При этом следует иметь в виду, что при расчете расходов, относящихся к предпринимательской деятельности, из общей суммы расходов наряду с целевыми отчислениями исключаются расходы, не связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности (финансовые санкции по актам документальных проверок, расходы по приобретению квартир для работников и другие расходы).

11. В целях налогообложения бюджетные организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, ранее переведенные на новые условия хозяйствования и получающие доходы от предпринимательской деятельности, ведут учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности раздельно от бюджетных средств.

Для расчета налогооблагаемой прибыли (превышения доходов над расходами) распределение фактических расходов (коммунальных, услуг связи, транспортных расходов по перевозке административно-управленческого персонала) между бюджетной и предпринимательской деятельностью производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме средств (включая бюджетные).

12. При налогообложении бюджетных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, при определении превышения доходов над расходами недофинансирование из бюджета не учитывается.

При определении превышения доходов над расходами по бюджетным организациям, занимающимся несколькими видами деятельности, доходы от одних видов деятельности не должны перекрывать расходы от других видов деятельности.

13. Средства, полученные бюджетными образовательными организациями в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, подлежат отнесению в налогооблагаемую базу при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.

Произведенные расходы отражаются на субсчете 210 "Расходы к распределению", при налогообложении расходы принимаются в сумме, относящейся к определенному отчетному периоду, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 февраля 1999 года Изменениями и дополнениями N 1 МНС России от 12 января 1999 года)

     

IV. Другие доходы бюджетных организаций,
облагаемые налогом

14. Подлежат налогообложению суммы превышения доходов над расходами:

от реализации основных средств и иного имущества.

При определении дохода от реализации основных средств и иного имущества для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих средств и имущества с учетом их переоценки, проводимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной на индекс инфляции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за вычетом расходов, связанных с реализацией;

доходы от внереализационных операций (от сдачи имущества в аренду и субаренду, доходы от вложения свободных внебюджетных денежных средств на депозитные счета, других операций и курсовые разницы).

При поступлении валюты за выполненные работы и услуги дебетуется субсчет 118 "Валютный счет" и кредитуются субсчета 238, 270, 249, 246, 178, 240, 241, 272, 400;

доходы от операций, связанных с размещением денежных средств (бюджетных и внебюджетных) на текущих счетах в кредитных организациях;

другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, уменьшенные на суммы расходов по этим операциям.

15. Бюджетные организации, осуществляющие реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяют пункт 5 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями).

     

V. Доходы, не учитываемые при налогообложении

16. В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств; членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

К целевым средствам бюджетных организаций также относятся: гранты*, получаемые от иностранных благотворительных организаций для осуществления целевых программ, относящихся к их уставной деятельности; средства, полученные из фондов обязательного медицинского страхования; суммы экономии по смете расходов по бюджету, перечисленные по результатам года на текущие внебюджетные счета. Ведение учета доходов и расходов указанных средств производится раздельно.

---------------

* Под термином "грант" для целей налогообложения понимаются целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной и (или) натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Бюджетные организации, у которых по разрешению соответствующих финансовых органов открыты текущие внебюджетные счета, могут получать средства для расчетов с выезжающими к месту работы молодыми специалистами, окончившими вузы и техникумы (колледжи), на выплату учащимся техникумов (колледжей) и студентам вузов стипендий за счет организаций, направивших их в эти учебные заведения, на приобретение методической литературы и учебных пособий для заочников, на приобретение заказанных в централизованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету, отчетности и статистике, на приобретение путевок и т.д. Эти перечисленные средства, зачисляемые на текущие внебюджетные счета, являются целевыми.

Курсовые разницы, образовавшиеся по валютным счетам в связи с изменением курса рубля по отношению к иностранным валютам, возникающие при получении бюджетными организациями иностранной валюты в качестве целевых и благотворительных взносов, не учитываются при определении сумм превышения доходов над расходами по предпринимательской деятельности и других доходов.

Сумма положительной курсовой разницы (при получении бюджетными организациями валюты в качестве целевых ассигнований из бюджета) по остаткам на валютном счете отражается по дебету субсчета 118 "Валютный счет" и кредиту субсчетов 230 "Финансирование из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия", 140 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия", а отрицательной курсовой разницы - по этим субсчетам путем сторнирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»