Действующий

Об учете и таможенном контроле ядерных материалов (с изменениями на 1 ноября 2002 года)

Заместитель
 председателя Комитета
Г.М.Ануфриев



Приложение 1
к распоряжению ГТК России
от 21 августа 1998 года
N 01-14/928

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от
10 июля 1998 года N 746

ПРАВИЛА
организации системы государственного учета и контроля
ядерных материалов

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" и другими нормативными правовыми актами в области обращения с ядерными материалами, определяют порядок организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортировке и перемещению через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук, осуществляющими в пределах своих полномочий соответственно государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, координирующими и контролирующими указанную деятельность.

Все ядерные материалы находятся в федеральной собственности.

Допускается передать ядерные материалы, находящиеся в федеральной собственности, в пользование только юридическим лицам, имеющим разрешения (лицензии), выданные Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии, и на основании договоров, заключаемых специально уполномоченным на то государственным органом.

Деятельность, связанная с учетом и контролем ядерных материалов, используемых в ядерном оружии и ядерных энергетических установках военного назначения, определяется иными нормативными правовыми актами.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"ядерные материалы" - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

"специальные неядерные материалы" - материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва);

"ядерные установки" - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортировки ядерного топлива и ядерных материалов;

"пункт хранения ядерных материалов" - не относящиеся к ядерными установкам объект или сооружение, предназначенные для хранения ядерных материалов;

"эксплуатирующая организация" - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная в установленном порядке пригодной эксплуатировать ядерную установку или пункт хранения ядерных материалов;

"учет ядерных материалов" - определение фактического количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов;

"контроль ядерных материалов" - административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного использования;

"надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов" - проверка соблюдения норм и правил уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного учета и контроля ядерных материалов;

"зона баланса материалов" - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зоны для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени.

3. Государственный учет и контроль ядерных материалов входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих в установленном порядке государственное управление использованием атомной энергии, и предусматривает систематизацию соответствующих сведений на федеральном и ведомственном уровнях.

4. Система государственного учета и контроля ядерных материалов предназначена для осуществления учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях в целях предотвращения их потерь, несанкционированного использования и хищений, обеспечения контроля за соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия, а также в целях предоставления органам государственной власти Российской Федерации, органам государственного управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти соответствующей информации, необходимой для выполнения ими своих полномочий.

5. При создании системы государственного учета и контроля ядерных материалов необходимо:

1) учитывать производственные особенности организаций, осуществляющих деятельность по производству, использованию, переработке, хранению и транспортировке ядерных материалов, использовать существующие механизмы учета и контроля, а также методы и технические средства для измерений характеристик ядерных материалов;

2) предусмотреть такой режим работы системы государственного учета и контроля ядерных материалов, при котором отказ какого-либо ее элемента не приводил бы к нарушению работы этой системы в целом;

3) предусмотреть ограничительный порядок доступа к носителям информации в области государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, в эксплуатирующих организациях, на ядерных установках, в пунктах хранения ядерных материалов и зонах баланса материалов;

4) обеспечить разработку и использование современных научно-технических методов для определения характеристик ядерных материалов;

5) осуществить меры по оснащению информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, вычислительной техникой на базе современных компьютерных технологий и соответствующим программно-математическим обеспечением;

6) предусмотреть создание учебно-методических центров для подготовки специалистов по учету и контролю ядерных материалов;

7) обеспечить проведение на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов первичной физической инвентаризации;

8) предусмотреть возможность осуществления сотрудничества в рамках международных соглашений и программ (проектов).

6. Система государственного учета и контроля ядерных материалов вводится в действие поэтапно, начиная с наиболее потенциально опасных ядерных материалов, подлежащих учету и контролю.

7. Система государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя органы управления, обеспечивающие ее функционирование на федеральном и ведомственном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, деятельность которых регламентируется нормативными правовыми актами, а также инженерно-технические средства.

Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.