II. Проверка в финансовых органах
9. До начала проверки проверяющий обязан ознакомиться с объемом работы бухгалтерской службы, с планом проверок и ревизий нижестоящих финансовых органов, учреждений и сельских Советов, наметить конкретные объекты (нижестоящие финансовые органы, учреждения, сельские Советы), в которых должна проводиться проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности.
10. При проверках необходимо установить:
осуществляется ли контроль за своевременным обеспечением в установленном порядке министерствами и ведомствами, управлениями (отделами) исполкомов краевых, областных, городских (городов республиканского союзной республики подчинения) Советов народных депутатов, подведомственных им учреждений и централизованных бухгалтерий инструкциями и указаниями, регистрами бухгалтерского учета и бланками бухгалтерской документации и отчетности;
организуются ли совещания и семинары с руководителями бухгалтерских служб нижестоящих финансовых органов, учреждений и сельских Советов по изучению и применению инструкций и указаний по организации бухгалтерского учета, его механизации (автоматизации), составлению бухгалтерской отчетности, дальнейшему совершенствованию бухгалтерского учета и усилению его контрольных функций и по вопросам рассмотрения материалов проверок;
оказывается ли финансовым органам помощь соответствующим учреждениям и сельским Советам в проведении подготовки и переподготовки бухгалтерских работников;
осуществляется ли контроль за проведением министерствами и ведомствами, управлениями (отделами) исполкомов Советов народных депутатов работ по дальнейшей централизации бухгалтерского учета и внедрению средств механизации (автоматизации) и других мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета. При этом необходимо установить, какие учреждения не охвачены централизованным учетом, указав основные причины, сдерживающие дальнейшую централизацию учета;
оказывается ли помощь нижестоящим финансовым органам, учреждениям и сельским Советам в организации и ведении бухгалтерского учета и составления отчетности;
правильно ли давались проверяемым финансовым органом письменные разъяснения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджета и смет расходов;
выполняются ли планы проведения проверок состояния учета и отчетности, механизации (автоматизации) учебно-вычислительных работ в учреждениях, сельских Советах и нижестоящих финансовых органах, а также соблюдаются ли установленные периодичность и сроки проверок.
При ознакомлении с материалами произведенных финансовым органом проверок обращается особое внимание на правильность их составления и оформления;
- обобщаются ли материалы проверок и разрабатываются ли мероприятия по улучшению бухгалтерского учета и составлению отчетности, обсуждаются ли результаты проверок на коллегии или у руководителя финансового органа;
- докладывается ли финансовым органом Совету Министров автономной республики или соответствующему исполкому Совета народных депутатов о состоянии бухгалтерского учета и дальнейшем его совершенствовании;
- принимает ли проверяемый финансовый орган участие в социалистическом соревновании и смотрах за образцовую постановку бухгалтерского учета, а также в организации и проведении смотров за лучшую постановку учета в учреждениях и сельских Советах;
- регулярно ли проводятся заседания Методологического совета (секции) по бюджетному учету, какие вопросы на них рассматриваются. Роль Методологического совета (секции) в организации обмена опытом по дальнейшему совершенствованию бухгалтерского учета.
11. При проверке учета операций, связанных с исполнением бюджета, следует установить:
- по движению средств, находящихся на счетах финансового органа в специализированном банке, какие текущие счета открыты финансовому органу в банке, а также соответствие данных, приведенных в выписках банка из указанных счетов, с записями в учетных регистрах;
- во всех ли случаях перечисление с текущего счета (основного) местного бюджета производилось в соответствии с установленными правилами и не было ли выдачи наличных денег с этого счета, кроме возврата по чекам финансового органа отдельным гражданам налогов и сборов, излишне внесенных ими в доход бюджета;
- по доходам - правильно от отражены поступающие средства по соответствующим подразделениям бюджетной классификации в книге учета доходов или машинограмме; производится ли ежемесячная сверка данных бухгалтерской службы финансового органа о поступивших и возвращенных доходах по каждому виду платежа с данными учета по государственным доходам, а по отчислениям от государственных налогов и доходов - с данными отчетности банка; нет ли случаев зачисления сумм доходов, не принадлежащих данному бюджету, и зачисления в доходы бюджета (субсчет 040) сумм, подлежащих учету по счету "Невыясненные поступления" (субсчет 041);
- какие чековые книжки (расчетные, именные) применяются в финансовом органе по возврату плательщиками излишне поступивших доходов, порядок их хранения и оформления (нет ли случаев подписания должностными лицами не заполненных чеков). Правильность оформления заключений о возврате или зачете доходов, соответствие выплаченных сумм по чекам, заключениям о возврате доходов, а также выпискам по счетам банка;
- по расходам - правильность отнесения расходов на соответствующие подразделения бюджетной классификации, соответствие их данным отчетов распорядителей кредитов, отчетов банков по финансированию капитальных вложений и других мероприятий, а также платежных поручений финансового органа на оплату расходов бюджета по финансированию предприятий (объединений) непосредственно с текущего счета (основного) местного бюджета;
- по взаимным расчетам и краткосрочным ссудам - правильность отражения операций по взаимным расчетам и краткосрочным ссудам в книге их учета или машинограмме, погашение в установленные сроки задолженности, своевременность высылки финансовым органом уведомлений о взаимных расчетах;
- по учету ассигнований из бюджета, их изменений и перечисления средств с текущего счета (основного) местного бюджета на текущие счета распорядителей кредитов, а также открытия кредитов на капитальные вложения - наличие в бухгалтерской службе утвержденной росписи бюджета (или выписки из этой росписи) с поквартальным распределением доходов и расходов;
- какие текущие счета открыты главным распорядителям кредитов в банках и соблюдается ли действующий порядок финансирования учреждений через главных распорядителей кредитов, своевременно ли перечисляются средства на их текущие счета;
- осуществляется ли финансирование (перечисление средств) из бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных в поквартальном распределении годовой росписи (с учетом изменений, внесенных в установленном порядке в процессе исполнения бюджета) с учетом своевременного обеспечения средствами плановых расходов учреждений;
- правильно и своевременно ли производятся записи в книге текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов или машинограмме открытых кредитов на финансирование капитальных вложений и других мероприятий по расходным расписаниям - планам финансирования (ф.12) на забалансовом счете 140, денежных средств на финансирование капитальных вложений, находящихся в специализированных банках, на субсчете 013, кассовых расходов - на субсчете 020, имея в виду, что учет ведется по каждому банку общими суммами без распределения по подразделениям бюджетной классификации;
- по заключению счетов текущего учета - правильность записей бухгалтерских операций по счетам баланса и, в частности, необходимо выяснить, не списывается ли на результаты исполнения бюджета задолженность по взаимным расчетам между бюджетами и краткосрочным бюджетным ссудам, а также задолженность республиканскому бюджету союзной республики по излишне зачисленным в нижестоящие бюджеты суммам отчислений от государственных налогов и доходов.
Кроме того, проверяется правильность и своевременность записей операций в течение года по субсчету 090 "Результаты исполнения бюджета" в книге текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов или машинограмме.
12. Проверяя периодическую и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении бюджетов и смет расходов учреждений, следует установить: