1. Финансовые органы проводят проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджетов и смет расходов в нижестоящих финансовых органах, министерствах и ведомствах, управлениях (отделах) исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов, бюджетных учреждениях, ведущих учет самостоятельно, централизованных бухгалтериях, исполнительных комитетах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов* в соответствии с настоящей инструкцией.
________________
* В дальнейшем министерства и ведомства, управления (отделы) исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов, бюджетные учреждения, ведущие учет самостоятельно, централизованные бухгалтерии будут именоваться учреждениями, исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов - сельскими Советами.
2. Основными задачам проверок являются контроль за выполнением действующих инструкций и указаний Министерства финансов СССР о ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности по исполнению бюджета и смет расходов учреждений, применение наиболее рациональных форм и методов учета на базе использования современной вычислительной техники, оказание необходимой методической и практической помощи, осуществление контроля за правильностью расходования бюджетных и внебюджетных средств, а также за сохранностью социалистической собственности.
3. Проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности проводятся работниками бухгалтерских служб финансовых органов.
Эти проверки проводятся по годовому или квартальному плану финансового органа, утверждаемому руководителем финансового органа.
В плане указываются конкретные объекты проверок (финансовые органы, учреждения, централизованные бухгалтерии, сельские Советы), их количество, сроки и исполнители.
Включение в план объектов проверок производится в соответствии с годовым планом основных вопросов экономической и контрольной работы и указаниями директивных и вышестоящих органов, а также по усмотрению соответствующих финансовых органов на основе изучения отчетов и других данных о ходе исполнения бюджетов и отчетов об исполнении смет расходов, данных о состоянии дел по обеспечению сохранности средств и т.п.
При проведении контрольно-ревизионным аппаратом ревизий по исполнению бюджета в финансовых органах и сельских Советах, а также по исполнению смет расходов в централизованных бухгалтериях и учреждениях одновременно проверяется и состояние бухгалтерского учета и отчетности.
4. При получении данных о нарушениях в организации бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджета и смет расходов учреждений по усмотрению руководителя финансового органа могут проводиться внеплановые тематические проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности в финансовых органах, учреждениях и сельских Советах.
5. Перед каждой проверкой проверяющему необходимо ознакомиться в финансовом органе с утвержденными бюджетом и сметами расходов учреждений, отчетами об исполнении бюджета и смет расходов, актами ревизий и проверок и другими материалами, характеризующими состояние бухгалтерского учета и отчетности, а также с выполнением указаний и предложений по результатам предыдущей проверки.
6. При выявлении нарушений инструкций и указаний Министерства финансов СССР по вопросам бухгалтерского учета и отчетности проверяющий обязан установить причины нарушений и принять меры к их устранению.
7. При обнаружении злоупотреблений в использовании денежных средств и материальных ценностей проверяющий, не ожидая окончания проверок, докладывает об этом руководителю финансового органа, уполномочившему его на проведение проверки. В этих случаях должна быть назначена и проведена документальная ревизия всей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения, сельского Совета. В необходимых случаях материалы о выявленных злоупотреблениях передаются следственным органам.
8. При проверке состояния бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджета в финансовых органах и исполнению смет расходов учреждений, централизованных бухгалтерий и сельских Советов следует выяснить:
- имеется ли утвержденное в установленном порядке Положение о бухгалтерской службе и как оно выполняется;
- выполняются ли главным бухгалтером (руководителем бухгалтерской службы) обязанности, возложенные Положением о главных бухгалтерах, по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- установлены ли главным бухгалтером (руководителем бухгалтерской службы) служебные обязанности для работников бухгалтерии;
- не возлагается ли на отдельных работников бухгалтерий, пользующихся правом подписи кассовых документов, выполнение обязанностей кассира;
- обеспечены ли финансовые органы, учреждения и сельские Советы нормативными документами, учетными регистрами, бланками первичных бухгалтерских документов и отчетов;
- наличие утвержденных в установленном порядке индивидуальных или общих (по однотипным учреждениям) смет расходов и имеются ли основания для внесения изменений в эти сметы;
- своевременно ли представляются бухгалтерии все необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы и сведения;
- ведутся ли все предусмотренные инструкциями и указаниями Министерства финансов СССР учетные регистры; правильность, своевременность и аккуратность записей операций в этих регистрах; соответствие остатков на начало года в учетных регистрах данным за предыдущей год; выведены ли итоги оборотов за месяц и в надлежащих случаях - с начала года, а также остатки по соответствующим субсчетам;
- наличие подлинных документов, своевременность и правильность составления, оформления и соответствие их установленным формам; производится ли гашение всех документов, приложенных к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документов, послужившим основанием для начисления заработной платы, штампом или надписью от руки "Получено" или "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года);
- соблюдается ли установленный порядок исправления ошибок в первичных документах, поступающих в бухгалтерию, в учетных регистрах, а также машинограммах;
- правильно ли оформлены и составлены мемориальные ордера накопительные ведомости;
- составляются ли для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета оборотные ведомости по каждой группе аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом ежемесячно, а по основным средствам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам ежеквартально;
- соответствуют ли итоги оборотов и остатки по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам оборотов и остаткам этих субсчетов книги "Журнал-главная";
- соблюдаются ли периодичность и порядок проведения инвентаризации в соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР;