Правительство Российской Федерации 14 июня 2001 года определило Арктику в качестве самостоятельного объекта государственной политики в целях обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития районов арктической зоны.
Экономическую значимость Арктики определяет ее природно-ресурсный и морской логистический потенциал.
Основу природно-ресурсного потенциала составляют углеводородные ресурсы Арктики, которые, по имеющимся оценкам, составляют до 25 процентов общемировых запасов. Так, начальные извлекаемые углеводородные ресурсы российского шельфа достигают 100 млрд. тонн условного топлива, из них более 80 процентов сосредоточено в Арктике.
Однако проведение работ по поиску, разведке и освоению месторождений углеводородов на континентальном шельфе российских арктических морей сдерживает:
отсутствие технических средств и технологических возможностей, связанных с поиском и разведкой морских месторождений, а также с освоением уже разведанных запасов в особо сложных условиях Арктики (в настоящее время Российская Федерация и российские компании не располагают буровыми и современными многоцелевыми судами);
низкий объем инвестиций Российской Федерации и российских компаний в разведку и разработку морских месторождений в связи с высоким риском работ в Арктике и необходимостью крупных капиталовложений для их выполнения (инвестиции в разведку и разработку морских месторождений углеводородов в России в основном ограничиваются проектами, которые реализовывались в рамках соглашений о разделе продукции, большая часть которых была освоена на производственных предприятиях зарубежных стран);
неурегулированность международно-правовых вопросов, в том числе:
не определена внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации в Арктике (необходимо представить в Комиссию по границам континентального шельфа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, дополнительные геолого-геофизические и гидрографические данные для обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Арктике в дополнение к заявке, представленной в эту Комиссию в 2001 году, а также провести соответствующие согласительные процедуры с приарктическими государствами) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 619 - см. предыдущую редакцию);
Абзац исключен - постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1335. - См. предыдущую редакцию.
не урегулированы в восточной части российской Арктики вопросы разграничения морских пространств с США (соглашение СССР и США от 1 июня 1990 года не ратифицировано Российской Федерацией);
плохая изученность российского арктического шельфа по сравнению с шельфом других приарктических государств (с начала 70-х годов в западной части российской Арктики и Охотском море была произведена сейсморазведка со средней плотностью 0,24 погонного километра на кв. километр, в то время как плотность сейсморазведки, произведенной, например, в Северном море, составляет более 4 погонных километров на кв. километр).
Особое географическое положение определяет геополитическую значимость Арктики. Например, через российскую Арктику проходят кратчайшие пути между рынками Северо-Западной Европы и рынками Японии, Китая, США, Канады. В условиях увеличения транспортной активности, улучшения перспектив развития высокорентабельных трансконтинентальных перевозок, роста добычи нефти и газа на континентальном шельфе, повышения внутренних и внешних транспортных потребностей возрастает значение арктической транспортной системы и ее ключевого элемента - Северного морского пути, являющегося исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике, соединяющей транспортные подсистемы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. При использовании Северного морского пути вместо действующих маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы путь из порта Роттердам заметно сокращается: до порта Иокогама - на 3860 морских миль (34 процента), до порта Шанхая - на 2449 миль (23 процента), до порта Ванкувера - на 1932 мили (22 процента).
Актуальной задачей является развитие авиационной транспортной системы арктической зоны, особенно системы кроссполярных перелетов, а также малой авиации для обеспечения жизнедеятельности небольших удаленных населенных пунктов.
Однако отсутствие или высокая степень износа инфраструктуры в настоящее время не позволяет в полной мере обеспечить:
безопасность перевозок по Северному морскому пути, кроссполярных перелетов и полетов малой авиации в силу критического износа навигационно-гидрографического и гидрометеорологического оборудования и технологических ограничений информационного взаимодействия с воздушными и морскими судами, а также полярными станциями (Россия в настоящее время не располагает космическими аппаратами, способными обеспечивать устойчивую связь выше 68ш северной широты);
контроль несанкционированных видов деятельности (нелегальные рыболовство, строительство и вырубка леса, нарушение технологических процессов, регламентов и лицензионных соглашений);
проведение ледовой разведки в районах судоходства и оборонной деятельности (полная зависимость от информации, поступающей с зарубежных метеорологических спутников, низкая оперативность обработки и получения информации о ледовой обстановке в связи с неразвитостью наземного комплекса центров сбора и обработки информации);
раннее обнаружение природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, прогнозирование стихийных бедствий и оповещение о них (полная зависимость от информации, поступающей с зарубежных спутников);
мониторинг загрязнения окружающей среды;
получение долгосрочных метеопрогнозов в условиях увеличения в последние годы количества погодных и климатических аномалий.
Кроме того, для обеспечения жизнедеятельности в Арктике необходимо ежегодно в сжатые сроки летней навигации завозить в арктические районы морским и речным транспортом большое количество энергоносителей, что требует значительных финансовых затрат. Уменьшить эти затраты можно путем расширения использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.
Экологическую значимость Арктики определяют наличие уникальных экосистем (вклад природного комплекса российской Арктики в сохранение глобальной устойчивости биосферы оценивается в 12 процентов), большая роль в обеспечении устойчивости климата планеты, биологического разнообразия и сохранении традиционной системы природопользования коренных народов, для которых биологические ресурсы являются основой обеспечения их жизнедеятельности.
Проблемы экологической безопасности Арктики привлекают внимание как приарктических государств, так и государств, находящихся вне территории Арктики. В условиях чрезвычайно уязвимой окружающей среды Арктики (нарушение ее состояния практически необратимо) особую озабоченность вызывают усиливающаяся антропогенная нагрузка, накопление отходов, поступление загрязняющих веществ в результате трансграничного переноса, угрозы нефтяного, химического и радиоактивного загрязнения.
Опасность хранения неутилизированных отходов увеличивается в связи с процессами глобального потепления и разрушением вечной мерзлоты, которая ранее частично препятствовала дальнейшему распространению загрязняющих веществ путем попадания их в водную среду.
Основными экологическими проблемами являются:
критическое состояние радиоизотопных термоэлектрических генераторов;
загрязнение морской среды в районах освоения, особенно в прибрежных (90 процентов хозяйственно-бытовых стоков сбрасываются неочищенными);
неудовлетворительное состояние окружающей среды в районах интенсивной хозяйственной деятельности, а также на территориях бывших военных объектов;
критическое состояние водных объектов, очистных сооружений и источников питьевого водоснабжения (для 70 процентов административных территорий остро стоят вопросы обеспечения санитарно-гигиенических нормативов питьевого водоснабжения, практически 90 процентов населения региона пьет некачественную воду);