Действующий

Об основных требованиях, предъявляемых к содержанию и форме внешнеторговых контрактов

 Приложение


Основные требования, предъявляемые к содержанию
и форме внешнеторговых контрактов

Внешнеторговые договоры - соглашения российских предпринимателей с иностранными фирмами и гражданами, имеющие предметом внешнеэкономические операции, связанные с обменом товарами и услугами между государствами (поставка товара, выполнение работ или иных услуг, перевозка грузов и т.д.). Внешнеэкономические договоры имеют значительные правовые особенности, которые присущи порядку заключения и условиям таких договоров.

Гражданские кодексы и кодексы законов о торговле высокоразвитых стран гарантируют свободу заключения контрактов, что означает, что любое физическое и юридическое лицо может выбирать себе необходимого партнера и имеет право на покупку желаемого товара и услуги, если они есть у продавца. Законом обеспечивается также свобода содержания и формы контракта, которые позволяют иметь необходимую и достаточную гибкость документа с целью достижения обоюдосогласованной договоренности, причем она может быть осуществлена вплоть до устной формы.

Степень свободы контракта по содержанию и форме ограничивают в том случае, когда стремятся защитить личность или общество от нежелательных последствий и рисков, поэтому торговые кодексы разных стран содержат пункты, которые являются принудительными нормами и не могут быть обойдены сторонами, заключающими контракт.

Степень свободы контрактов еще более сужается общими унифицированными условиями торговли, которые обобщены в общепринятых многими странами единых документах и формулярах с целью рационализации и стандартизации процесса купли-продажи.

Ниже перечислены основные международные договоры и иные документы, регулирующие порядок заключения внешнеэкономических контрактов:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венская Конвенция, 1980 год)

2. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорская Конвенция, 1984 год)

3. Протокол об изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Венский Протокол, 1980 год)

4. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров от 15 июня 1955 года (Гаагская Конвенция, 1955 год)

5. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров от 22 декабря 1986 года (Гаагская Конвенция, 1986 год)

6. Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 года (ОУП СНГ, 1992 год)

7. Общие условия поставок товаров, разработанные в рамках Европейской Экономической Комиссии.

8. Принципы международных коммерческих договоров (Lex Mercatoria).

9. Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС-90.

10. Унифицированные правила по договорным гарантиям. (Подготовлены Международной торговой палатой. Публикация МТП N 325. Редакция 1978 года)

11. Унифицированные правила для гарантий по первому требованию 1992 года.

12. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. (Публикация МТП N 500. Редакция 1993 года)

13. Руководство по составлению договоров на сооружение промышленных объектов. (ЕЭК, Женева, 1973 год. Документ ECE (TRADE) 117)

14. Руководство по составлению международных договоров о промышленном сотрудничестве. (ЕЭК, Женева, 1976 год. Документ ECE (TRADE) 124)

Любой контракт должен содержать соглашения об определении сторон, предмете договора, условиях поставки и переходе права собственности от продавца к покупателю, цене и общей стоимости контракта, сроках и месте поставки товара, условиях платежа, упаковке и маркировке товара, гарантиях и санкциях, страховании товара, обстоятельствах непреодолимой силы и арбитраже.

Следует обратить внимание на содержание основных положений внешнеторговых контрактов.

Вводная часть имеет следующее содержание: наименование и номер контракта, место и дата заключения контракта, определение сторон, совершающих сделку.

При определении договаривающихся сторон указываются фирменные наименования, под которым контрагенты зарегистрированы в торговом регистре своей страны, их правовое положение, местонахождение (страна, город), а также наименование сторон ("продавец" и "покупатель" или "поставщик" и "заказчик" и т.п.). Иногда сделана ссылка на предшествовавшие подписанию контракта переговоры с указанием места и срока их проведения или на предложение продавца с указанием его номера и даты получения.

Предмет контракта - это то, о чем сам контракт. Это может быть какой-либо материальный объект, предоставление какой бы то ни было вещи. Это может быть некое право, например, определенные права на промышленную собственность и т.п.

Предмет контракта должен быть:

а) определенным;