В Российской Федерации многофункциональная система общего и профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров переживает сложный период перестройки. Во многом перемены в системе образования неадекватны переменам на рынке труда. Государственные образовательные учреждения, имеющие опыт обучения подростков, часто не могут организовать эффективную профессиональную подготовку взрослых. Недостаточная ориентация на изменения в спросе и предложении рабочей силы ведет к росту рассогласованности спроса и предложения на образовательные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Необходима качественная перестройка системы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, учитывающая региональные и отраслевые особенности, с целью обеспечения высокого качества новой рабочей силы и снижения риска безработицы среди выпускников образовательных учреждений.
Реформа системы начального профессионального образования ориенирована, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения в профессионально-образовательных услугах с учетом тенденций развития региональных рынков труда.
Для решения этой задачи предусматривается:
организовать мониторинг и прогнозирование состояния рынка труда, потребности в кадрах определенных профессий и специальностей;
ориентировать профессиональную подготовку граждан на обучение по профессиям и специальностям, которые соответствуют потребностям экономики и обеспечивают конкурентоспособность работника на рынке труда, с этой целью перепрофилировать часть образовательных учреждений в соответствии с меняющимся спросом на работников различных профессий, а также согласовывать на федеральном, региональном и местном уровнях объемы и профили подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
перейти на регионально-отраслевой принцип планирования потребности в подготовке рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
пересмотреть квалификационные требования к рабочим и специалистам в сторону расширения их профессиональной мобильности, увеличить общетехническую подготовку и предусмотреть возможности для производственной стажировки;
обеспечить гибкий вход и выход из системы профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и личности, расширить практику поэтапной аттестации студентов учреждений высшего профессионального образования, обучения и присвоения им на начальных курсах рабочей квалификации, аттестации по специальности техника;
формировать систему непрерывного пожизненного профессионального обучения, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения.