Рынок труда в 1998-2000 годах будет развиваться в значительной мере под влиянием тех процессов, которые имели место в 1996-1997 годах. В связи с этим ближайшую перспективу следует рассматривать как своего рода переходный этап от одного состояния занятости и рынка труда, имеющего в основном стагнационный характер, к другому, когда на передний план начинают выдвигаться факторы повышения производительности труда и эффективности производства.
Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, характеризующейся ростом численности безработных, в ближайшей перспективе необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости, с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на:
увеличение уровня занятости;
обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
повышение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
предупреждение массовой безработицы на региональных рынках труда;
повышение стимулов активного поиска работы безработными;
создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест с точки зрения условий труда и его оплаты;
развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
рост мобильности трудовых ресурсов.
К ключевым направлениям действий федеральных органов исполнительной власти по решению проблем занятости относятся:
преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений в перспективные развивающиеся отрасли;
экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;
оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
разработка и реализация отраслевых программ содействия занятости населения, специальных государственных программ стабилизации занятости на градообразующих предприятиях, в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда, районах Крайнего Севера;
последовательная стабилизация и повышение уровня жизни, усиление адресности социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального обучения как средства формирования высокого качества рабочей силы;
улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, заработной платы и использования рабочего времени;
сохранение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование имеющихся рабочих мест;
развитие гибких форм занятости;
смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы;
проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;
развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через службу занятости и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду.