Действующий

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 29 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 1 января 2025 года)

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

____________________________________________________________________

Положения настоящей статьи с 1 января 2012 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ) применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса до дня вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ - см. пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ.

____________________________________________________________________

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, - см. предыдущую редакцию):

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок (подпункт дополнительно включен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ);

____________________________________________________________________

Подпункт 3 предыдущей редакции с 17 августа 1999 года считается подпунктом 4 настоящей редакции - Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ.

____________________________________________________________________

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога, рассчитанного таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (абзац дополнен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Абзац исключен с 17 августа 1999 года - Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

8. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).