Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 1998 года N 862


О Концепции реформирования межбюджетных отношений
в Российской Федерации в 1999-2001 годах

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999- 2001 годах.

2. Министерству финансов Российской Федерации учитывать положения Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах при подготовке проектов федерального бюджета.

3. Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Христенко В.Б. рассмотреть вопрос о создании Координационного совета по вопросам экономического федерализма с участием представителей Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и Конгресса муниципальных образований Российской Федерации и внести соответствующие предложения.

 

    Председатель Правительства
     Российской Федерации
С.Кириенко



ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 1998 года
N 862



КОНЦЕПЦИЯ
реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации
в 1999-2001 годах


I. Общая характеристика и основные проблемы существующей системы
межбюджетных отношений

Действующая система межбюджетных отношений, заложенная в 1994 году, создала предпосылки для перехода от индивидуального согласования объемов финансовой помощи субъектам Российской Федерации к единым правилам распределения ее на формализованной основе. Однако процесс реформирования остался незавершенным. Ежегодные корректировки были незначительными и непоследовательными. Использование в качестве точки отсчета бюджетных расходов дореформенного 1991 года с последующим доведением их до года, принимаемого за базовый по доходам, расширяет возможности субъективных решений.

Не в полной мере обоснованы и закреплены расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы.

Не уделяется должного внимания вопросу совершенствования других, кроме трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее - ФФПР), форм финансовой поддержки из федерального бюджета. Отсутствует комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития регионов с учетом целевых федеральных программ.

Нет учета институциональных реформ как фактора сокращения бюджетных расходов.

Не решены вопросы усиления заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов.

Не сформирована нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах.

Все это не способствует сокращению дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации, снижению объема встречных финансовых потоков.

Трансферты из ФФПР определяются с учетом текущих расходов и не оказывают влияния на территориальное перераспределение государственных инвестиций.

Наряду с нерешенностью по объективным причинам вопросов межбюджетных отношений большое влияние на обострение противоречий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а последних с органами местного самоуправления, оказывает принятие законов без определения источников финансирования.

II. Основные цели, принципы и задачи реформирования межбюджетных
отношений

Реформа межбюджетных отношений должна обеспечивать:

повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы Российской Федерации;

выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней;

создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов.

Межбюджетные отношения в Российской Федерации должны основываться на следующих основных принципах:

сбалансированность интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений;

самостоятельность бюджетов разных уровней;

законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

объективно обусловленное и транспарентное перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;

единство бюджетной системы.

В целях устранения существующих недостатков и реформирования межбюджетных отношений на 1999 год и последующие годы необходимо решить следующие задачи:

повышение эффективности функционирования региональных бюджетных систем, оздоровление региональных финансов;

сокращение дотационности и количества дотационных территорий;

минимизация встречных финансовых потоков;

обусловленность выделения средств и повышение контроля и ответственности за их использование регионами;

обеспечение дополнительной финансовой поддержки высоко дотационных территорий;

создание механизмов избирательной инвестиционной поддержки территорий;

использование режимов совместного финансирования за счет средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации отдельных программ и проектов;

повышение заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении производственного и налогового потенциала территории, рационализации расходов и обеспечении сбалансированности бюджетов;

обеспечение взаимной увязки межбюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

обеспечение соответствия федеральному законодательству соглашений по вопросам межбюджетных отношений, подписанных в рамках договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Важнейшей предпосылкой для решения этих задач и достижения целей реформы межбюджетных отношений является реализация мер, направленных на стабилизацию экономической и финансовой ситуации, обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы, возобновление экономического роста и повышение инвестиционной активности.

III. Основные направления реформы межбюджетных отношений

3.1. Разграничение расходных полномочий и ответственности
между органами власти и управления разных уровней

Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных источников, оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам будут базироваться на следующем разграничении расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

Исключительно из федерального бюджета финансируются расходы на:

обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти и их территориальных органов;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

национальную оборону и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственную поддержку атомной энергетики, железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении федеральных органов государственной власти;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

компенсацию государственным внебюджетным фондам выплаты пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

реализацию федеральной инвестиционной программы;

финансовую поддержку субъектов Российской Федерации;

прочие мероприятия, связанные с осуществлением полномочий федеральных органов государственной власти.

Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются расходы на:

обеспечение деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации;

формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

содержание и развитие дорожной сети регионального значения;

обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

обеспечение реализации региональных целевых программ;

оказание финансовой помощи местным бюджетам;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов местных бюджетов;

прочие мероприятия, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.

Исключительно из бюджетов муниципальных образований финансируются расходы на:

содержание органов местного самоуправления;

формирование муниципальной собственности и управление ею;

организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

организацию утилизации и переработки бытовых отходов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»