Недействующий

О мерах по стабилизации социально-экономического положения в стране (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.98 N 1529)

6.1. Промышленная политика

Для усиления мер по преодолению бюджетного кризиса предлагается снизить финансовое бремя, лежащее на производстве.

Ключевая проблема производственной сферы сегодня - это недостаток ликвидности, неплатежи и долги, бартер и денежные суррогаты, низкий уровень монетизации, унаследованный от периода высокой инфляции и финансовой стабилизации.

Для ее решения необходимо увеличить кредитование экономики и снизить процентную ставку по ссудам. Сегодня объем кредитных вложений в экономику составляет 12 процентов ВВП, тогда как нормальное соотношение - 100 процентов. Именно поэтому не рассасываются неплатежи, растут долги предприятий. Попытки решить проблему путем введения всеобщего взаимозачета, замораживания или списания долгов и печатания денег к успеху не приведут.

Между тем реализация мер, облегчающих финансовое положение предприятий и способных содействовать снижению процентных ставок, приведет к оживлению в экономике, росту доходов и налоговых поступлений, повышению уровня монетизации и, как следствие, к снижению процентных ставок по кредитам.

Надо только иметь в виду, что высокий уровень ставок сегодня обусловлен не только спросом на деньги, но и высокими рисками кредитов и инвестиций в российские предприятия. Это связано с тем, что значительная доля предприятий не производит конкурентоспособную продукцию с приемлемыми издержками, не располагает управлением, отвечающим требованиям рынка. Поэтому в лучшем случае процентная ставка для конечного заемщика в ближайшие годы будет на 8-10 пунктов выше, чем доходность ГКО.

В сложившихся условиях поддержка производства может осуществляться по трем основным направлениям:

снижение налогового бремени;

снижение цен и тарифов в отраслях естественных монополий, сокращение перекрестного субсидирования;

снижение бремени долгов за счет той их части, которая накоплена не по вине предприятий.

Снижение налогового бремени предусмотрено проектом Налогового кодекса Российской Федерации. В случае его принятия для реальной сферы налоговое бремя снизится на 1,5 - 2 процента ВВП. В дальнейшем планируется продолжить линию на снижение ставок налогообложения при увеличении собираемости налогов.

Будут предприняты меры по упорядочению системы мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации. Это позволит разбронировать материальные ценности мобилизационного резерва и сократить затраты на поддержание невостребуемых мобилизационных мощностей, что приведет к улучшению финансового положения предприятий.