Политика Правительства Российской Федерации будет направлена на повышение адресности социальной поддержки, на повышение доли выплат наиболее социально уязвимым группам населения в общем объеме социальных трансфертов, на снижение чрезмерной дифференциации граждан по доходам и материальной обеспеченности.
В 1997 году в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты поступило в целом менее половины положенной суммы подоходного налога, причем степень уклонения от уплаты этого налога увеличилась среди наиболее богатых и значительно уменьшилась среди наименее обеспеченных слоев населения. Так, 10 процентов населения с наивысшими доходами уплатило около 17 процентов положенных налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 процентов дало бы сумму, равную предусмотренной в федеральном бюджете величине трансфертов, выделяемых регионам.
Одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов.
Сходная ситуация отмечается со взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие государственные внебюджетные фонды.
В нынешней кризисной ситуации предполагается:
усилить контроль за уплатой налогов с населения и взносов в государственные внебюджетные фонды;
внести изменения в законодательство Российской Федерации, повышающие ответственность юридических и физических лиц за уклонение от уплаты налогов;
вернуться к рассмотрению проекта закона о государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам;
внести поправки в налоговое законодательство по подоходному налогу, имея в виду повышение порога освобождения от налога и распространение налогообложения на вид денежных доходов, включая кредиты и страховые полисы;
снизить уровень взносов за счет фонда оплаты труда во внебюджетные социальные фонды до 30-35 процентов и одновременно включить в состав фонда оплаты труда организаций расходы потребительского характера.
Предусмотренный комплекс мер способен стать одним из ключевых факторов в финансировании социальной сферы и пенсионного обеспечения.
Сохранение социального мира в период реализации программы приоритетная задача Правительства Российской Федерации.
Большое значение в рамках этой задачи придается налаживанию диалога между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.