14. Члены судовых экипажей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации пользуются правом на:
- ежедневный отдых, включая время для приема пищи;
- еженедельный отдых;
- отдых в праздничные дни;
- ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном действующим законодательством, коллективным договором (соглашением).
15. В тех случаях, когда по условиям работы члену судового экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени; при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.
16. Временем ежедневного отдыха членов судовых экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.
Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов, а также при работе членов экипажей за недостающих по штату работников - не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.
При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением членами судовых экипажей вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.
17. Членам судовых экипажей за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.
18. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену судового экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату членов экипажей, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг обязанностей членов судового экипажа, а также времени работ в праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в п.6 настоящего Положения.
Пример. Член экипажа отработал на судне в 1997 году со 2 июня по 5 сентября включительно по 8-часовому графику 96 дней. За время работы он использовал 2 дня отдыха, а за работу в праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности.
Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 744 {8 часов х (96-(2+1) дней}.
Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.
Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период со 2 июня по 5 сентября 1997 года составляла 551 час (19 рабочих дней в июне по 8 часов и один рабочий день 11 июня 7 часов - 159 часов, в июле - 184 часа, в августе - 168 часов и 5 рабочих дней в сентябре по 8 часов - 40 часов).
Таким образом, указанному члену экипажа за время работы должно быть предоставлено 24 дня отдыха { (744 час. - 551 час.) : 8 час.}.
19. Суммированные дни отдыха предоставляются членам судовых экипажей в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.
20. В период навигации при стоянке судна в пункте приписки на техническом и хозяйственном обслуживании суммированные дни отдыха могут предоставляться членам судовых экипажей с их согласия в любой день недели. При этом должна быть обеспечена возможность непрерывного пребывания работника на берегу не менее 24 часов.
В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работником.
21. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом (а при отсутствии такового - с иным уполномоченным работниками органом). Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.
22. В период предоставления суммированных дней отдыха члены судовых экипажей могут, по их просьбе, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.
23. В тех случаях, когда члену судового экипажа невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его желанию и с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа производится оплата за неиспользованные дни отдыха.