Приложение 2
Характеристика методов анализа риска
Ниже представлены основные методы, рекомендуемые в п.4 при проведении анализа риска. Методы идентификации опасностей изложены в (1 - 4), методы численного расчета, моделирования аварийных ситуаций и оценки риска - (1, 4 - 8).
1. Методы проверочного листа (Check-List) и "Что будет, если...?" (What - It) или их комбинация относятся к группе качественных методов оценки опасности, основанных на изучении соответствия условий эксплуатации объекта или проекта действующим требованиям промышленной безопасности.
Результат проверочного листа - перечень вопросов и ответов о соответствии объекта требованиям безопасности и указания по обеспечению безопасности. Метод проверочного листа отличается от "Что будет, если...?" более обширным представлением исходной информации и результатов о последствиях нарушений безопасности.
Эти методы наиболее просты (особенно при обеспечении их вспомогательными формами, унифицированными бланками, облегчающими на практике проведение анализа и представление результатов), недороги (результаты могут быть получены одним человеком в течение одного дня) и наиболее эффективны при исследовании безопасности хорошо изученных объектов с известной технологией или объектов с незначительным риском крупной аварии.
2. Анализ вида и последствий отказов (АВПО, Failure Mode and Effects Analysis - FMEA) применяется для качественной оценки безопасности технических систем. Существенной чертой этого метода является рассмотрение каждого аппарата (установки, блока, изделия) или составной части системы (элемента) на предмет того, как он стал неисправным (вид и причина отказа) и как этот отказ воздействует на техническую систему (последствия отказа).
Анализ вида и последствий отказа можно расширить до количественного анализа вида, последствий и критичности отказа (АВПКО, Failure Mode, Effects and Critical Analysis - FMECA). В этом случае каждый вид отказа ранжируется с учетом двух составляющих критичности - вероятности (или частоты) и тяжести последствий отказа. Понятие критичности близко к понятию риска и может быть использовано при более детальном количественном анализе риска аварии. Определение параметров критичности необходимо для выработки указаний и приоритетности мер безопасности.
Результаты анализа представляются в виде таблиц с перечнем оборудования, вида и причин возможных отказов, частоты, последствий, критичности, средств обнаружения неисправности (сигнализаторы, приборы контроля и т.п.) и рекомендаций по уменьшению опасности.
В табл.2 приведены рекомендуемые показатели (индексы) уровня и критерии критичности по вероятности и тяжести последствий отказа (события). При анализе необходимо выделять четыре группы, которым может быть нанесен ущерб от аварии: персонал, население, окружающая среда, материальные объекты (оборудование и сооружения промышленного предприятия и близлежащих населенных пунктов).
В табл.2 приведены следующие критерии:
критерии отказов по тяжести последствий:
катастрофический - приводит к смерти людей, наносит существенный ущерб объекту и невосполнимый ущерб окружающей среде;
критический (некритический) - угрожает (не угрожает) жизни людей, потере объекта, окружающей среде;
с пренебрежимо малыми последствиями - не относящимися по своим последствиям ни к одной из первых трех категорий.
Категории отказов (степень риска отказа):
А - обязателен детальный анализ риска, требуются особые меры безопасности для снижения риска;
В - желателен детальный анализ риска, требуются меры безопасности;
С - рекомендуется проведение анализа риска и принятие мер безопасности;
Д - анализ и принятие мер безопасности не требуются.