Недействующий

О федеральной целевой программе "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года" (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.09.2004 N 464)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Федеральная целевая программа "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года" (далее именуется - Программа), разработанная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", определяет основные направления, цели и приоритеты развития медицинской промышленности и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на федеральном и региональных уровнях и финансироваться как за счет средств федерального бюджета, так и прочих источников (из региональных бюджетов, собственных средств предприятий и организаций, долгосрочных кредитов коммерческих банков, сторонних инвесторов и иностранных кредитов).

Программа является составной частью мер по закреплению и развитию наметившихся в медицинской промышленности положительных тенденций. Она базируется на следующих основных положениях Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации":

проведение государственной политики в области обеспечения населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения в необходимом ассортименте, объеме и по доступным ценам;

проведение государственной политики в области поддержки отечественных производителей лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения;

совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;

совершенствование системы закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

широкое использование финансового лизинга для оснащения предприятий отрасли технологическим оборудованием и учреждений здравоохранения - медицинским оборудованием.

Медицинская промышленность России - одна из важнейших социально значимых отраслей народного хозяйства страны - включает в себя производство:

фармацевтических субстанций, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, лекарственного растительного сырья и изделий медицинского назначения;

медицинской техники (медицинских приборов и аппаратов, оборудования, инструментов).

Динамика развития промышленного комплекса отрасли в последние годы определялась сохранением спроса на медицинскую продукцию на внутреннем рынке, опережающим ростом издержек производства, конкуренцией со стороны зарубежных производителей. При этом уровень удовлетворения потребности здравоохранения в медицинской продукции отечественного производства снизился с 70-75 процентов в 1990 году до 30 процентов в 1997 году. Доля импортной продукции на российском рынке составляет около 70 процентов.

Важной составной частью медицинской промышленности является производство субстанций лекарственных средств. В 1992-1997 годах производство субстанций сократилось на 70 процентов. Номенклатура основных выпускаемых субстанций уменьшилась в два с лишним раза, коэффициент использования мощностей по выпуску субстанций синтетических лекарственных средств снизился до 20 процентов.

Медицинская промышленность является наукоемкой отраслью. Продолжительность разработки оригинального лекарственного препарата составляет 8-10 лет при стоимости инновационного цикла около 250 млн. долларов США.

В области разработки и производства медицинской техники по новым наукоемким технологиям, особенно в группах топической диагностики и жизнеобеспечения, имеется существенное отставание от зарубежных аналогов.

Медицинская техника, выпускаемая отечественной промышленностью, не позволяет реализовать все современные методики, необходимые для диагностики заболеваний.

Уровень оснащенности лечебно-профилактических учреждений медицинскими техническими средствами существенно отстает от мирового по количеству имеющихся в эксплуатации приборов и оборудования и по числу моделей, их надежности, качеству, метрологическим показателям.

Неблагоприятные тенденции, обусловленные нарастающим недофинансированием отрасли, сохраняются в инвестиционной политике, формирующей будущую структуру медицинской промышленности. Имеющиеся объемы капитальных вложений недостаточны для обеспечения расширенного воспроизводства.

Сложность, многопрофильность и специфичность выпускаемой фармацевтической продукции, медицинской техники и технологического оборудования требуют систематической государственной поддержки и совершенствования механизма внедрения научно-технических достижений.

Решение вопросов развития медицинской промышленности неразрывно связано с проблемами формирования эффективной системы обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений и населения, поэтому важными проблемами являются оптимизация системы распределения медицинской продукции и создание современной инфраструктуры сбытовой сети.

В сфере оптовой торговли медицинской продукцией отмечается высокий для России уровень развития рыночных отношений. В настоящее время на фармацевтическом рынке работают более 3500 различных оптовых компаний, большинство которых являются частными.

Несовершенная система ценообразования в оптовой и розничной торговле медицинской продукцией ставит в неравные условия отечественных и иностранных производителей лекарственных средств.

Существуют большие различия в ценах на лекарства на региональном уровне. В результате большого количества этапов прохождения препаратов через систему распределения розничная цена часто является неоправданно высокой. Это приводит к дополнительному расходованию бюджетных средств, поскольку 70 процентов обращающихся на рынке лекарственных средств оплачивается за счет бюджетов всех уровней и фондов обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения единого подхода при формировании цен на импортную и отечественную медицинскую продукцию необходимо внести соответствующие изменения в действующий порядок ценообразования.

Решение указанных проблем возможно только при усилении государственного участия в разработке и реализации задач развития медицинской промышленности.

В этой связи разработка программных мероприятий в области развития медицинской промышленности приобретает исключительно важное значение и позволяет обеспечить упорядочение организационных, структурных, финансово-экономических принципов функционирования медицинской промышленности на федеральном и региональном уровнях.

Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:

развитие отечественного производства медицинской продукции при тесном взаимодействии научно-исследовательских учреждений, проектных организаций, предприятий, торговых и аптечных организаций;

гарантированное обеспечение населения лекарственными, диагностическими и профилактическими средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой в рамках единого лечебно-диагностического процесса на основе разрабатываемых стандартов диагностики и лечения заболеваний, табелей оснащения лечебно-профилактических учреждений. Указанные меры позволят обеспечить экономически эффективное и рациональное использование лекарственных средств и медицинской техники;

разработка и внедрение оптимальных моделей закупок лекарственных средств для льготного и бесплатного обеспечения отдельных групп населения доступными, безопасными и эффективными лекарствами на основе перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемого Министерством здравоохранения Российской Федерации;