ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 1998 года N 593
О Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков
Российской Федерации на 1998-2005 годы
В целях определения и реализации основных направлений развития инфраструктуры товарных рынков, способствующих улучшению товародвижения и повышению предпринимательской инвестиционной активности в этой сфере, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Комплексную программу развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать Программу при разработке и проведении мероприятий по развитию рыночной инфраструктуры, а также отраслевых и региональных программ.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству промышленности и торговли Российской Федерации осуществлять координацию работ и контроль за выполнением Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Кириенко
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июня 1998 года
N 593
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1998-2005 ГОДЫ
Введение
Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы (далее именуется Программа) разработана Министерством экономики Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 936 "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации".
Программа определяет цели, задачи, направления развития инфраструктуры российских товарных рынков на 1998-2005 годы.
I. Содержание проблемы
В настоящее время для товарных рынков Российской Федерации характерны низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, значительное влияние криминальных структур, недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков, большие транспортные издержки, высокая степень монополизации экономики, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений. Внутренние товарные рынки Российской Федерации функционируют в условиях взаимных неплатежей. Это стало наиболее острой экономической проблемой, оказывающей воздействие на все рыночные механизмы.
Наблюдается неравномерность расположения посреднических организаций на территории России. Удельный вес реализации товаров при посредничестве организаций оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции составляет около 25 процентов.
Уровень снабженческо-сбытовых надбавок организаций оптовой торговли составляет в среднем 23 процента, в том числе у организаций частной собственности - 31 процент, государственной и смешанной формы собственности - 21-23 процента.
Организации оптовой торговли располагают складами общей площадью 63 млн. кв. метров. Однако загрузка складских площадей не превышает
40-60 процентов. Свободные складские мощности предоставляются в основном в аренду, а также используются на условиях кооперации или продаются промышленным предприятиям и коммерческим структурам. В процессе товародвижения имеет место многозвенность.
Среди большого числа фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна организационная структура не располагает надежной и полной информацией, всесторонне характеризующей состояние информационного обеспечения наблюдений за функционированием товарных рынков и элементов их инфраструктуры, что исключительно затрудняет товародвижение. В настоящее время участники рынка не имеют доступа к качественной и полной информации о товарных рынках.
Из-за несовершенства тароупаковочной индустрии велики потери товарной продукции. Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности России оцениваются в 12-14 млрд. рублей в год. Удельный вес российской продукции, продаваемой в расфасованном и упакованном виде, не превышает 30 процентов. При этом каждая третья упаковка - импортная.
Серьезным недостатком рынка транспортно-экспедиционных услуг является сопровождение его формирования интенсивным процессом дезинтеграции. В странах с развитой рыночной экономикой идет процесс интеграции складского бизнеса в крупные логистические компании и товарораспределительные центры, позволяющие рационализировать процесс грузодвижения, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг. Поэтому требуется создание условий для организации эффективной системы грузодвижения, основанной на терминальной технологии перевозочного процесса, направленной на сокращение транспортных издержек, сроков доставки, уменьшение потерь и порчи грузов.
Для развития торговых отношений, отвечающих требованиям рыночной экономики, еще не создана четкая система правоотношений, не закончено формирование законодательной основы. Имеются отдельные разрозненные нормативные акты, которые не отражают всех аспектов функционирования товарных рынков. Кроме того, существующая нормативная база содержит много противоречий. Назрела необходимость обеспечения единой направленности нормативных актов, преодоления их противоречивости, пробелов, создания четкой логической схемы регулирования процессов и отношений.
Таким образом, относительная неразвитость, диспропорциональность и деформированность инфраструктуры препятствуют снижению уровня трансакционных издержек и повышению эффективности функционирования товарных рынков. Необходимо рационально расположить на территории Российской Федерации торговых посредников и складское хозяйство, выявить оптимальные формы посреднического, складского, транспортного, информационного обслуживания процесса товародвижения, повысить качество рекламного обеспечения.
Инфраструктура товарных рынков должна обеспечивать взаимодействие между производителями и потребителями, спросом и предложением. От того, насколько эффективным является этот механизм, в значительной степени зависит эффективность функционирования рынков и всей экономики.
Создание прогрессивной инфраструктуры товарных рынков требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. Поэтому развитие инфраструктуры целесообразно осуществлять на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Основной целью Программы является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
формирование сети посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товара с минимальными затратами;
повышение конкурентоспособности товаров за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;
создание сети объектов и условий, обеспечивающих товародвижение в части платежно-расчетных и кредитных нужд;
совершенствование нормативно-правовых основ функционирования товарных рынков и их инфраструктуры;
создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков;
развитие современных форм управления рыночной инфраструктурой;
научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры товарных рынков;
организация подготовки и переподготовки кадров.
Решение указанных задач предполагается осуществить в 1998-2005 годах в два этапа.
На первом этапе (1998-2000 годы) предусматривается осуществить первоочередные меры по созданию правовых и экономических условий развития инфраструктуры и функционирования товарных рынков. Мероприятия этого этапа будут сводиться к реализации ряда пилотных проектов, касающихся создания сети оптовых рынков, транспортной инфраструктуры, развития производства тары и упаковки.
На втором этапе (2000-2005 годы) предполагается осуществить основные мероприятия инвестиционного характера в соответствии с проектными и программными решениями, выработанными в ходе реализации первоочередных мероприятий на первом этапе.
Инфраструктура товарных рынков как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем:
подсистема торговых посредников и складского хозяйства организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и др;
подсистема информационного обеспечения - организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база;
подсистема тароупаковочной индустрии -нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции;
подсистема транспортного обеспечения (рассматривается только в части обеспечения требований к развитию и функционированию инфраструктуры товарных рынков) - все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям;
финансово-кредитная подсистема - инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;
подсистема организационного обеспечения - организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;
подсистема нормативно-правового обеспечения - федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках.
III. Направления развития инфраструктуры товарных рынков
Комплексное развитие инфраструктуры товарных рынков предполагает:
развитие оптово-посреднических организаций и складского хозяйства, отвечающих требованиям рыночной экономики;
формирование информационного обеспечения товарных рынков;
развитие тароупаковочной индустрии;
развитие транспортного обслуживания товарных рынков;
разработку кредитно-финансового, организационного и нормативного обеспечения функционирования товарных рынков.
Развитие оптово-посреднических организаций и складского хозяйства предусматривает:
преимущественное развитие организаций оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке и др.;
создание хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм логистики по оптово-посреднической, складской и транспортной деятельности для снабжения товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
развитие оптово-посреднических организаций для сезонного хранения и поставок продукции;
комплексное развитие объектов оптовой торговли со странами СНГ и дальнего зарубежья;
создание совместного бизнес-центра и других объектов инфраструктуры товарных рынков с Республикой Белоруссия;
организацию транснациональных корпораций по оптово-посреднической деятельности;
разработку рекомендаций по оптимальному размещению оптово-посреднических организаций и складского хозяйства;
реконструкцию и обновление складского хозяйства;
создание сети складов-отелей, консигнационных и таможенных складов;
строительство новых и реконструкцию действующих холодильников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции;
совершенствование технологий складирования товаров (разработка современных проектов складов, новых видов оборудования, механизация и автоматизация складов);
развитие сети организаций оптовой торговли и складского хозяйства для обслуживания отдельных секторов товарных рынков;
создание и развитие объектов инфраструктуры малого предпринимательства, реорганизацию старых и создание новых организаций по закупке сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на переработку или длительное хранение;
создание оптовых продовольственных рынков межрегионального и регионального уровней, а также местного значения;
развитие инфраструктуры сельских товарных рынков;
развитие инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятельности.
Информационное обеспечение товарных рынков предусматривает:
создание общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей товаров оперативной информацией;
создание общероссийского информационно-маркетингового центра товарных рынков;
разработку и внедрение информационно-аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использование геоинформационных систем для передачи и обработки информации;
создание сети региональных информационно-маркетинговых центров;
формирование системы наблюдения за состоянием товарных рынков и механизмов распространения информации и рекламы;
разработку методического и программного обеспечения, формирование информационных банков данных.
Развитие тароупаковочной индустрии предполагает:
создание научно-технической базы производства новых видов тароупаковочных материалов и тароупаковочного оборудования, а также переработки использованной тары и упаковки;
развитие производственной базы выпуска конкурентоспособных тароупаковочных материалов и оборудования;