Пенсионный фонд Российской Федерации
ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1996 года N 88


О реализации Федерального закона
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе государственного пенсионного
страхования



Рассмотрев и обсудив вопрос о ходе пилотного проекта персонифицированного учета и задачах Пенсионного фонда Российской Федерации по выполнению Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", Правление Пенсионного фонда Российской Федерации отмечает, что подготовительная работа, проведенная на основании поручения Правительства Российской Федерации от 18.08.95 N ЮЯ-П12-25318, позволила организовать в 1996 году на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов Российской Федерации проведение пилотного проекта персонифицированного учета страховых взносов в ПФР, что соответствует пункту 1 статьи 20 указанного Закона.

Принципы и порядок осуществления пилотного проекта основываются на Концепции организации персонифицированного учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, одобренной постановлением Правления ПФР от 24.01.95 N 13.

В целях обеспечения своевременного и качественного выполнения Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", поручений Президента Российской Федерации от 22.02.96 N Пр-345 и Правительства Российской Федерации от 18.08.95 N ЮЯ-П12-25318, 27.02.96 N ВЧ-П11-06091, 30.04.96 N ВК-П12-14924 Правление Пенсионного фонда Российской Федерации

постановляет:

1. Одобрить основные принципы реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (приложение 1).

Считать внедрение системы персонифицированного учета стратегическим направлением в деятельности региональных отделений ПФР наряду с решением основной задачи по мобилизации усилий на обеспечение сбора установленных законодательными и нормативными актами платежей в Пенсионный фонд.

2. Утвердить Комплексный план организационно-методических мероприятий и материально-технического обеспечения на 1996-1997 годы по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (Комплексный план мероприятий - Приложение 2).

Руководителям структурных подразделений Исполнительной дирекции и управляющим региональными отделениями ПФР направить усилия на своевременное и качественное выполнение намеченных мероприятий, обратить особое внимание на организационное обеспечение проводимых работ по внедрению системы персонифицированного учета.

3. Поручить Управлению делами (Ладыгин Е.Г.) установить контроль за выполнением Комплексного плана мероприятий.

Главному контрольно-ревизионному управлению (Малофеев Н.Н.) включить в перечень вопросов при проведении комплексных проверок региональных отделений ПФР выполнение мероприятий по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".

4. Поручить управляющим отделениями ПФР по г.Москве (Чумаков Л.А.), Калужской (Диева А.П.), Московской (Мельников В.П.), Нижегородской (Бабакаев В.П.), Пензенской (Галкина Л.Б.) областям принять необходимые меры по дальнейшему развитию пилотного проекта и его успешному завершению в 1996 году.

5. Обязать управляющих региональными отделениями ПФР до 01.10.96:

разработать, согласовать с Исполнительной дирекцией ПФР и утвердить на 1996-1997 годы конкретные мероприятия по выполнению Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";

образовать рабочие группы по выполнению запланированных мероприятий;

установить личный контроль за ходом выполнения работ по внедрению системы персонифицированного учета.

6. Утвердить перечень межрегиональных центров персонифицированного учета и Временное положение о межрегиональном центре персонифицированного учета (приложения 3, 4).

Поручить Главному управлению информационных технологий (Семенов В.Н.), Организационно-методическому управлению (Кучмий И.В.), Управлению кадров и финансового обеспечения органов ПФР (Чистов В.Ф.), управляющим соответствующими региональными отделениями ПФР обеспечить работу межрегиональных центров персонифицированного учета в соответствии с возложенными на них задачами и контроль за их деятельностью.

7. С учетом обращений администраций Калужской, Московской, Нижегородской и Пензенской областей о расширении пилотного проекта, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Республики Калмыкия, Республики Коми, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Краснодарского и Ставропольского краев, Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Новосибирской, Свердловской, Тверской областей и г.Санкт-Петербурга) о включении указанных субъектов Российской Федерации в пилотный проект персонифицированного учета поручить управляющим соответствующими региональными отделениями ПФР:

подготовить до 01.09.96 соглашения с органами исполнительной власти соответствующих регионов и административно-территориальных единиц о взаимодействии в ходе расширения и внедрения пилотного проекта;

организовать до 01.01.97 в рамках первого этапа пилотного проекта - начальной регистрации застрахованных лиц - сбор регистрационных данных и их накопление в ЭВМ;

обеспечить планирование и экономичность выполняемых работ.

8. Возложить на Главное управление подведомственных организаций и материально-технического обеспечения (Бастрыгин А.В.), Главное управление информационных технологий (Семенов В.Н.), Отдел информационного планирования и анализа (Масленникова Т.Н.), Управление кадров и финансового обеспечения органов ПФР (Чистов В.Ф.), Организационно-методическое управление (Кучмий И.В.):

материально-техническое обеспечение региональных отделений ПФР, необходимое для внедрения системы персонифицированного учета, включая установку технических средств и средств связи, подготовку помещений, обеспечение коммуникаций;

выделение региональным отделениям ПФР дополнительной штатной численности работников (по мере расширения работ по персонифицированному учету);

оказание региональным отделениям ПФР, межрегиональным центрам персонифицированного учета необходимой практической помощи в проведении пилотного проекта, планировании и осуществлении мероприятий по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";

подготовку и повышение квалификации кадров по вопросам персонифицированного учета, разработку соответствующих программ курсовых занятий и семинаров;

обобщение и обмен опытом работы по внедрению системы персонифицированного учета;

подготовку методических пособий, обзорных информаций, сборников организационно-методических материалов по вопросам персонифицированного учета;

проведение с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования совместных работ в г.Заречный Пензенской области по использованию страхового номера граждан (по отдельному плану);

осуществление контроля за выполнением на местах запланированных мероприятий;

подготовку отчетов в Правительство Российской Федерации о ходе проведения пилотного проекта и работ по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".

9. Принять Временную инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в регионах пилотного проекта (приложение 5).

Главному управлению информационных технологий (Семенов В.Н.), Организационно-методическому управлению (Кучмий И.В.) совместно с Управлением пенсионного страхования (Вакуленко В.М.), Управлением пенсионного обеспечения (Захарова Е.П.), Правовым управлением (Селиванова З.М.) по результатам апробирования Временной инструкции в регионах пилотного проекта и во исполнение статьи 19 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ до 01.11.96 разработать проект Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, согласовать в установленном порядке и подготовить для представления Правлением ПФР в Правительство Российской Федерации.

10. Возложить контроль за выполнением настоящего постановления на заместителя Председателя Правления ПФР Колесника А.П.

Председатель Правления ПФР
В.Барчук



Приложение 1
к Постановлению Правления
Пенсионного фонда РФ
от 16.07.96 N 88

Основные принципы реализации Федерального закона
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе государственного пенсионного страхования"


В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией основными целями реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации являются финансовая стабильность пенсионной системы и создание предпосылок для ее устойчивого развития на основе государственного пенсионного страхования, адаптации механизмов пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям. Информационной основой государственного пенсионного страхования является индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов занятого населения в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Внедрению этой системы индивидуального учета предшествовала подготовительная работа, проведенная в 1992-1994 годах во исполнение пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)":

налажены взаимоотношения с плательщиками страховых взносов, в том числе лицами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью, от которых будут поступать сведения для персонифицированного учета, создан банк данных плательщиков (на 01.07.96 их количество составило 4628305);

имеется организационная основа осуществления персонифицированного учета в виде 88 региональных отделений и сети из 2446 районных и городских пунктов уполномоченных ПФР;

создана и функционирует система переподготовки работников ПФР всех уровней; в тематические планы повышения квалификации работников включены занятия по вопросам персонифицированного учета.

В целях создания теоретической и нормативной базы постановлением Правления ПФР от 24.01.95 N 13 была принята концепция организации персонифицированного учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, положения которой соответствуют принятому Федеральному закону от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".

I. Проведение пилотного проекта

В течение 1995 года были созданы организационные, материально-технические, кадровые и технологические предпосылки для первой стадии персонифицированного учета - проведения пилотного проекта.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.08.95 N ЮЯ-П12-25318 Правлением ПФР утвержден и выполняется в установленные сроки план совместных мероприятий ПФР, Минатома России, органов исполнительной власти пяти субъектов Российской Федерации и административно-территориальных единиц (г.Москвы. г.Обнинска Калужской, г.Электростали Московской, г.Сарова Нижегородской, г.Заречный Пензенской областей). Возможность внедрения системы персонифицированного учета в 1996 году определена пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".

Совместно с администрациями городов пилотного проекта и с участием ответственных работников ПФР, Аппарата Правительства Российской Федерации и Минатома России проведены совещания с руководителями предприятий, учреждений и организаций по реализации совместных мероприятий. В организационно-подготовительный период особое внимание было уделено методическому обеспечению. Образованы рабочие группы специалистов региональных отделений ПФР, с которыми проведены рабочие совещания и семинары по технологии персонифицированного учета (в том числе лекции специалистов зарубежных организаций с аналогичными функциями), по обмену опытом взаимодействия в вопросах персонифицированного учета с юридическими и физическими лицами, изучению документооборота и комплекса программ для ЭВМ, используемых в системе персонифицированного учета страховых взносов в ПФР.

На предприятиях, в учреждениях и организациях городов, в которых реализуется пилотный проект, обучены работники кадровой службы, проводятся занятия с работниками бухгалтерий. Работодатели обеспечены пакетами необходимых документов и бланков. На крупных предприятиях изданы соответствующие приказы и созданы внутренние рабочие группы по персонифицированному учету.

В местной печати, по радио и телевидению в регионах пилотного проекта было организовано разъяснение целей и задач персонифицированного учета страховых взносов. По узловым вопросам этой проблемы в средствах массовой информации и периодических изданиях выступали ответственные работники ПФР.

Помимо организационной работы в составе пилотного проекта проводились и продолжают выполняться работы по документационному, технологическому и техническому обеспечению.

В соответствии с положениями Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" Исполнительной дирекцией ПФР разработан документооборот между плательщиками страховых взносов, органами ПФР и другими организациями, задействованными в этом процессе. В частности, разработаны формы документов и процедуры:

начальной регистрации застрахованных лиц и выдачи им страховых свидетельств, отслеживания изменений регистрационных данных, восстановления утраченных свидетельств и т.д.;

представления, контроля, обработки и корректировки сведений о стаже и заработке застрахованных лиц.

Разработан и передан в города пилотного проекта программный комплекс, реализующий технологию сбора анкетных данных и включающий 200 программ, которые содержат свыше полумиллиона строк операторов.

В соответствии с проектными разработками ведущего института Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации установлены на месте применения технические средства и средства связи , обеспечивающие работу системы в рамках пилотного проекта; обслуживающий персонал в соответствующих подразделениях ПФР обучен основным эксплуатационным функциям. На основании созданной информационной технологии сбора и регистрации подготовлена Анкета застрахованного лица (бланк, адаптированный для автоматизированного ввода содержащихся в нем сведений). Содержание вносимых в анкету сведений соответствует положениям статьи 6 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ.

В первом полугодии 1996 года осуществлялась реализация первого этапа пилотного проекта - начальная регистрация застрахованных лиц, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также самозанятого населения. Регистрационные данные собраны на все 200 тысяч работающих в городах пилотного проекта, при этом свыше 45 процентов необходимой информации получено на машинных носителях, что уменьшает трудоемкость процесса первичной регистрации.

Разработан проект Временной инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. По результатам апробирования в режиме пилотного проекта Инструкция будет доработана, согласована в установленном порядке с министерствами и ведомствами и до 01.11.96 представлена на утверждение в Правительство Российской Федерации.

В настоящее время пилотный проект находится на стадии отработки технологии учета сведений о стаже и заработке.

Для координации решений, принимаемых в области персонифицированного учета, подписаны соглашения с Госналогслужбой России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, создана межведомственная рабочая группа персонифицированного учета, которая вырабатывает рекомендации по единообразной идентификации застрахованных лиц и апробированию совместно создаваемой технологии.

Особое внимание уделяется экономичности пилотного проекта персонифицированного учета. Этому способствует единая пенсионная служба в городах пилотного проекта, в которых образованы управления ПФР, обеспечивающие полный цикл пенсионной технологии: от сбора страховых взносов плательщиков до назначения и выплаты государственных пенсий. Это позволило успешно провести все организационно-подготовительные мероприятия, рабочие группы для проведения необходимых работ были образованы без увеличения штатной численности органов ПФР. Все работы пилотного проекта осуществляются в рамках соответствующих статей бюджета ПФР.

II. Этапы реализации Федерального закона
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования"


Выполнение Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" предусматривается осуществить в течение 3-5 лет поэтапно (по мере готовности регионов). Предполагается, что ежегодно, начиная с 1997 года, персонифицированным учетом может быть охвачено до 20 миллионов работающих граждан.

В целях отработки технологии, осуществления необходимой организационной подготовки и материально-технического обеспечения внедрения системы персонифицированного учета и с учетом обращений администраций Калужской, Московской, Нижегородской и Пензенской областей о расширении пилотного проекта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Республики Калмыкия, Республики Коми, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Краснодарского и Ставропольского краев, Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Новосибирской, Свердловской, Тверской областей и г.Санкт-Петербурга) о проведении в их регионах пилотных работ по персонифицированному учету, во втором полугодии 1996 года подготовка и внедрение системы персонифицированного учета будет осуществляться в регионах и административно-территориальных единицах субъектов Российской Федерации:

1. Калужская обл.: г.Калуга, Жуковский р-н

2. Московская обл.:    гг.Дубна, Химки, Калининград Жуковский р-н

3. Нижегородская обл.: гг.Нижний Новгород, Дзержинск Кстовский р-н

4. Пензенская обл.:    Кузнецк (город и р-н) Нижнеломовский р-н

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»