ПОЛОЖЕНИЕ
о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР
____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации
от 23 декабря 2003 года N 346
____________________________________________________________________
1. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей* является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации. В детском доме-интернате может быть организовано отделение или группа с дневным или шестидневным режимом содержания.
________________
* В дальнейшем именуется детский дом-интернат.
2. Детский дом-интернат создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Совета Министров АССР, исполкома краевого, областного, а в Москве и Ленинграде - городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством социального обеспечения РСФСР.
3. Детский дом-интернат осуществляет свою деятельность под руководством вышестоящей организации по подчиненности и исполнительного комитета Совета народных депутатов.
4. Министерство социального обеспечения автономной республики, отдел социального обеспечения исполкома краевого, областного, районного (городского) Совета народных депутатов осуществляет координацию деятельности детских домов-интернатов, находящихся соответственно на территории республики, края, области, города.
5. Детский дом-интернат именуется по названию городского, районного, сельского (поселкового) Совета, на территории которого он расположен. При наличии в одном населенном пункте двух и более таких домов-интернатов может быть присвоен порядковый номер. Наименование ему присваивается областным, краевым, отделом социального обеспечения или министерством социального обеспечения АССР.
6. Детский дом-интернат организуется в специально построенном или приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и располагать всеми видами коммунального благоустройства для проживания воспитанников.
7. В детском доме-интернате для осуществления трудового обучения воспитанников создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в детском доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, подсобное сельское хозяйство.
Примечание: лечебно-производственные (трудовые) мастерские и подсобные сельские хозяйства создаются при детских домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей, способных к обучению по специальным программам и методикам.
Лечебно-производственные (трудовые) мастерские и подсобные сельские хозяйства осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них, утвержденными Министерством социального обеспечения РСФСР.
В целях укрепления материальной базы лечебно-производственных трудовых мастерских в детском доме-интернате могут создаваться цехи и участки в качестве структурных подразделений предприятий, деятельность которых регламентируется соответствующим положением.
8. Контроль за качеством медицинского обслуживания воспитанников, проживающих в детском доме-интернате, соблюдением санитарно-противоэпидемического режима и оказанием специализированной медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения в установленном порядке.
9. Детский дом-интернат состоит на бюджете автономной республики, края, области, города (республиканского подчинения) и имеет годовую смету расходов, утверждаемую Министерством социального обеспечения АССР, краевым, областным, городским (республиканского подчинения) отделом социального обеспечения, пользуется правами юридического лица, имеет печать и штамп со своим наименованием, а также штатное расписание, утверждаемое в установленном порядке.
Детский дом-интернат может иметь специальные средства от лечебно-производственных мастерских, подсобного сельского хозяйства и других доходов, которые расходуются на улучшение питания, бытового и культурного обслуживания, расширение лечебно-производственных мастерских, подсобного сельского хозяйства, а также на поощрение воспитанников.
10. В своей деятельности детский дом-интернат руководствуется действующим законодательством Союза ССР и РСФСР, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР и Правительства РСФСР, приказами, инструктивными письмами и постановлениями коллегии Министерства социального обеспечения РСФСР, министерства социального обеспечения АССР, краевого, областного, Московского и Ленинградского и городских отделов социального обеспечения, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.
11. Основными задачами детского дома-интерната являются:
11.1. материально-бытовое обеспечение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организации ухода (надзора) и оказание им медицинской помощи;
11.2. осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую адаптацию воспитанников.
12. В соответствии с основными задачами детский дом-интернат осуществляет:
12.1. прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива;
12.2. бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им согласно утвержденным нормам благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви;
12.3. организацию рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья;
12.4. диспансеризацию, лечение, организацию консультативной помощи специалистов, а также госпитализацию больных с участием лечебно-профилактических учреждений;
12.5. проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
12.6. обеспечение нуждающихся воспитанников слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также немоторными средствами передвижения;
12.7. трудовое обучение умственно отсталых детей в объемах учебных программ, планов, разработанных Министерством социального обеспечения РСФСР;
12.8. мероприятия по повышению качества обслуживания, содержания и ухода, внедрению в практику передовых форм работы и методов обслуживания воспитанников;
12.9. совершенствование организации труда персонала и повышение его квалификации;
12.10. широкое использование шефской помощи предприятий (учреждений) в улучшении эксплуатации жилого фонда, объектов культурно-бытового назначения и благоустройства, а также проведения культурно-воспитательной работы.
13. Финансово-хозяйственная деятельность детского дома-интерната осуществляется в соответствии с утвержденным планом и сметой расходов.
В этих целях администрация детского дома-интерната организует:
13.1. обеспечение детского дома-интерната материалами, оборудованием, инвентарем, топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, бельем, школьно-письменными принадлежностями, учебниками, наглядными пособиями, игрушками и их рациональное использование;
13.2. рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание детского дома-интерната, и обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей;
13.3. соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности;
13.4. реконструкцию, а также своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, коммуникаций;
13.5. рациональное использование основных фондов и бесперебойную работу всех вспомогательных служб;
13.6. устройство детских площадок для игр и т.д.;
13.7. благоустройство и озеленение территории детского дома-интерната;
13.8. списание имущества, пришедшего в негодность, в соответствии с Инструкцией по учету белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в учреждениях и организациях системы Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденной приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 13 июня 1975 года N 73;
13.9. ведение бухгалтерского, оперативного и статистического учета, составление отчетности по утвержденным формам и представление ее в установленные сроки соответствующим органам.
14. Администрация детского дома-интерната выполняет обязанности опекуна и попечителей в отношении воспитанников, проживающих в интернате и нуждающихся в опеке и попечительстве.
Для охраны имущественных интересов воспитанников (получение пенсии, управление имуществом и т.п.) в необходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом.
15. В детский дом-интернат принимаются дети в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития.
16. Приему подлежат умственно отсталые дети, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи в соответствии с Инструкцией "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты", утвержденной Министерством здравоохранения СССР и согласованной с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам 5-7 сентября 1978 года N 06-14/12/2495-МК (Приложение N 1), независимо от наличия родственников, обязанных по закону их содержать.
Дети инвалидов и участников Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников Отечественной войны, дети-сироты, дети одиноких и многодетных матерей принимаются в детский дом-интернат в первоочередном порядке.
17. Прием в детский дом-интернат производится по путевке министерства социального обеспечения автономной республики, краевого, областного, Московского, Ленинградского городских отделов социального обеспечения, которая выдается на основании заявления о приеме в детский дом-интернат (Приложение N 2) с указанными в нем документами.
18. Для лучшей организации ухода, медицинского обслуживания, осуществления мероприятий по социально-трудовой адаптации и ведения учебно-воспитательной работы, воспитанники размещаются по комнатам с учетом заболевания, возраста и распределения по учебным группам.
19. Временное выбытие воспитанников из детского дома-интерната разрешается на срок не более одного месяца.
Разрешение о временном выбытии воспитанников может быть дано при наличии заключения врача, письменного заявления родителей или обязательства родственников об обеспечении ухода за ними.
Расходы, связанные с поездкой к родителям или родственникам, детским домом-интернатом не возмещаются.
20. Воспитанники, достигшие 18-летнего возраста, овладевшие трудовыми навыками и могущие по заключению ВТЭК работать на предприятиях, в сельском хозяйстве, при наличии родителей, выписываются к ним и им районными, городскими отделами социального обеспечения оказывается помощь в трудоустройстве. Воспитанники, не имеющие родителей, трудоустраиваются министерствами социального обеспечения АССР, краевыми, областными, а в Москве и Ленинграде городскими отделами социального обеспечения.
21. На воспитанников, выписываемых из детского дома-интерната с последующим трудовым устройством, директор детского дома-интерната оформляет и направляет в районный, городской отдел социального обеспечения по месту жительства родителей или районный, городской отдел социального обеспечения, который будет осуществлять трудовое устройство, следующие документы:
справку о сроке пребывания в детском доме-интернате и приобретенных трудовых навыках;
справку ВТЭК о группе инвалидности;
свидетельство о рождении и паспорт;
22. Воспитанники, достигшие 18-летнего возраста и неспособные к труду, в соответствии с заключением специализированной ВТЭК и решением педагогического совета переводятся в психоневрологические интернаты.
При этом детский дом-интернат высылает в психоневрологический интернат на указанных воспитанников их личные дела.
IV. Организация учебно-воспитательной работы в детском доме-интернате (для детей, способных к обучению по специальным программам и методикам)
23. В детском доме-интернате осуществляется учебно-воспитательный процесс, предусматривающий привитие воспитанникам навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучения элементарной грамоте, счету, развитие у детей простейших представлений и понятий.
24. Воспитание и обучение в детском доме-интернате осуществляется по специальному учебному плану в соответствии с программой по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в детских домах-интернатах Министерства социального обеспечения РСФСР.
25. Все воспитанники, находящиеся в детском доме-интернате, распределяются по воспитательным группам в соответствии с их возрастом, физическим и интеллектуальным развитием и учетом возможности овладения трудовыми навыками.
26. Воспитанники детского дома-интерната распределяются по группам с наполняемостью 15 - 18 человек:
26.1. дошкольная группа от 4 до 8 лет;
26.2. подготовительная группа к трудовому обучению от 8 до 12 лет;
26.3. группы трудового обучения от 12 до 18 лет (в том числе подростковая от 16 до 18 лет).
26.4. Диагностическая группа от 4 до 18 лет.
Примечание: диагностическая группа создается с целью выяснения степени умственной отсталости, возможности трудового обучения и уточнения методов коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками.
27. Воспитание и обучение осуществляется воспитателями и инструкторами по труду в процессе обучения трудовой деятельности, проведения коллективных мероприятий, а также на занятиях по общеобразовательным предметам.
28. Учебные занятия в детском доме-интернате проводятся в соответствии со сроками, утвержденными Министерством просвещения РСФСР для общеобразовательных школ (начало учебного года, каникулы, четверть и окончание учебного года). Руководителям детских домов-интернатов, расположенных в сельской местности, где воспитанники обучаются сельскохозяйственному труду, предоставляется право по соглашению с областными, краевыми отделами и министерствами социального обеспечения АССР изменять эти сроки в зависимости от климатических условий.
29. Для обсуждения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы и трудового обучения воспитанников в детском доме-интернате создается педагогический совет.
Педагогический совет утверждает план работы на год и собирается не менее 4-х раз в учебном году.
В состав педагогического совета входят: директор детского дома-интерната (председатель совета), заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующий медицинской частью (отделением), заместитель заведующего по медицинской части, старший воспитатель, воспитатели, врачи, заместитель директора по административно-хозяйственной части, логопеды, массовик-культорганизатор, мастер учебно-производственных мастерских, инструкторы по труду, заведующий подсобным хозяйством.
30. Педагогический совет рассматривает: