Недействующий

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минсоцобеспечения РСФСР
от 5 ноября 1980 года N 122


ПОЛОЖЕНИЕ
о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками Министерства социальногообеспечения РСФСР

____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации
от 23 декабря 2003 года N 346

____________________________________________________________________


I. Общие положения

1. Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками* является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации с одновременным обучением их по программе общеобразовательной школы.

________________     

* В дальнейшем именуется детский дом-интернат.

2. Детский дом-интернат создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Совета Министров АССР, исполкома краевого, областного, а в Москве и Ленинграде - городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством социального обеспечения РСФСР.

3. Детский дом-интернат осуществляет свою деятельность под руководством вышестоящей организации по подчиненности и исполнительного комитета Совета народных депутатов.

4. Министерство социального обеспечения автономной республики, отдел социального обеспечения исполкома краевого, областного, районного (городского) Совета народных депутатов осуществляет координацию деятельности детских домов-интернатов, находящихся соответственно на территории республики, края, области, города.

5. Детский дом-интернат именуется по названию городского, районного, сельского (поселкового) Совета, на территории которого он расположен.

6. Детский дом-интернат организуется в специально построенном или приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и располагать всеми видами коммунального благоустройства для проживания воспитанников.

7. В детском доме-интернате для осуществления трудового обучения воспитанников создаются лечебно-производственные мастерские, а в детском доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, подсобное сельское хозяйство.

Лечебно-производственные мастерские и подсобные сельские хозяйства осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о них, утвержденным Министерством социального обеспечения РСФСР.

В целях укрепления материальной базы лечебно-производственных мастерских в детском доме-интернате могут создаваться цехи и участки в качестве структурных подразделений предприятий, деятельность которых регламентируется соответствующим положением.

8. Контроль за качеством медицинского обслуживания воспитанников, проживающих в детском доме-интернате, соблюдением санитарно-противоэпидемического режима и оказание специализированной медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения в установленном порядке.

9. Детский дом-интернат состоит на бюджете автономной республики, края, области, города (республиканского подчинения) и имеет годовую смету расходов, утверждаемую Министерством социального обеспечения АССР, краевым, областным, Ленинградским городским отделами социального обеспечения, Московским городским управлением социального обеспечения, пользуется правами юридического лица, имеет печать и штамп со своим наименованием, а также штатное расписание, утверждаемое в установленном порядке.

Детский дом-интернат может иметь специальные средства от лечебно-производственных мастерских, подсобного сельского хозяйства и других доходов, которые расходуются на улучшение питания, бытового и культурного обслуживания, расширение лечебно-производственных мастерских, подсобного сельского хозяйства, а также на поощрение воспитанников.

10. В своей деятельности детский дом-интернат руководствуется действующим законодательством СССР и РСФСР, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР и Правительства РСФСР, приказами, инструктивными письмами и постановлениями коллегии Министерства социального обеспечения РСФСР, министерств социального обеспечения АССР, краевых, областных, Ленинградского городского отделов социального обеспечения, Московского городского управления социального обеспечения, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.

II. Задачи и функции детского дома-интерната

11. Основными задачами детского дома-интерната являются:

11.1. материально-бытовое обеспечение и обучение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода и оказание им медицинской помощи;

11.2. осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую адаптацию воспитанников, а также подготовку их к получению специальности в соответствии с медицинскими показаниями.

12. В соответствии с основными задачами детский дом-интернат осуществляет:

12.1. прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива;

12.2. бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им согласно утвержденным нормам благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви;

12.3. организацию рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья;

12.4. диспансеризацию, лечение, организацию консультативной помощи специалистов, а также госпитализацию больных с участием лечебно-профилактических учреждений;

12.5. проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

12.6. общеобразовательную подготовку и трудовое обучение детей в объеме учебных программ, планов, разработанных с учетом медико-педагогических рекомендаций Академии педагогических наук СССР;

12.7. обеспечение нуждающихся воспитанников слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также немоторными средствами передвижения;

12.8. мероприятия по повышению качества обслуживания, содержания и ухода, внедрению в практику передовых форм работы и методов обслуживания воспитанников;

12.9. совершенствование организации труда персонала и повышение его квалификации;

12.10. широкое использование шефской помощи предприятий (учреждений) в улучшении эксплуатации жилого фонда, объектов культурно-бытового назначения и благоустройства, а также проведении учебно-воспитательной работы.

13. Финансово-хозяйственная деятельность детского дома-интерната осуществляется в соответствии с утвержденным планом и сметой расходов.

В этих целях администрация детского дома-интерната организует:

13.1. обеспечение детского дома-интерната материалами, оборудованием, инвентарем, топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, бельем, школьно-письменными принадлежностями, учебниками, наглядными пособиями и игрушками;

13.2. рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание детского дома-интерната, и обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей;

13.3. соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности;

13.4. реконструкцию, а также своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений и коммуникаций;

13.5. рациональное использование основных фондов и бесперебойную работу всех вспомогательных служб;

13.6. устройство детских площадок для игр и т.д.;

13.7. благоустройство и озеленение территории детского дома-интерната;

13.8. списание имущества, пришедшего в негодность, в соответствии с Инструкцией по учету белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в учреждениях и организациях системы Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденной приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 13 июня 1975 года N 73;

13.9. ведение бухгалтерского, оперативного и статистического учета, составление отчетности по утвержденным формам и представление ее в установленные сроки соответствующим органам.

14. Администрация детского дома-интерната выполняет обязанности опекуна и попечителей в отношении воспитанников, проживающих в интернате и нуждающихся в опеке и попечительстве.

Для охраны имущественных интересов воспитанников (получение пенсии, управление имуществом и т.п.) в необходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом.

III. Условия приема, содержания и выписки воспитанников

15. В детский дом-интернат принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сохранным интеллектом, в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи в соответствии с Инструкцией "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты", утвержденной Министерством здравоохранения СССР и согласованной с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам 5-7 сентября 1978 года N 06-14/12/2495-МК (приложение N 1), независимо от наличия родственников, обязанных по закону их содержать.

Дети инвалидов и участников Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, дети-сироты, дети одиноких и многодетных матерей принимаются в детский дом-интернат в первоочередном порядке.

16. Прием в детский дом-интернат производится по путевке министерства социального обеспечения автономной республики, краевого, областного, Ленинградского городского отделов социального обеспечения, Московского городского управления социального обеспечения, которая выдается на основании заявления о приеме в детский дом-интернат (приложение N 2) с приложением указанных в нем документов.

17. Временное выбытие воспитанников из детского дома-интерната разрешается на период каникул.

Разрешение о временном выбытии может быть дано при наличии заключения врача, письменного заявления родителей или обязательства родственников об обеспечении ухода за ними.

Расходы, связанные с поездкой к родителям или родственникам, детским домом-интернатом не возмещаются.

18. Выпуск воспитанников из детского дома-интерната производится по получении ими 8-летнего или среднего образования с рекомендациями администрации детского дома-интерната по трудоустройству или продолжению учебы.

Трудоустройство или направление в учебные заведения для продолжения учебы воспитанников, не имеющих родителей, осуществляет администрация детского дома-интерната.

19. На воспитанников, выписываемых из детского дома-интерната с последующим трудовым устройством, директор детского дома-интерната оформляет, выдает или направляет в районный, городской отдел социального обеспечения, который будет осуществлять трудовое устройство, следующие документы:

19.1. справку о сроке пребывания в детском доме-интернате и приобретенных трудовых навыках;

19.2. справку ВТЭК о группе инвалидности;

19.3. свидетельство о рождении и паспорт;

19.4. свидетельство или справку из школы об образовании.

20. Воспитанники, достигшие 18-летнего возраста и неспособные к труду, в соответствии с заключением ВТЭК и решением педагогического совета переводятся в дома-интернаты (отделения) для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет.

При этом детский дом-интернат высылает в дом-интернат для инвалидов на указанных воспитанников их личные дела.

IV. Организация учебно-воспитательной работы и лечебно-восстановительных мероприятий

21. Обучение и воспитание в детском доме-интернате осуществляется по учебному плану и программе общеобразовательной школы, утвержденным Министерством просвещения РСФСР (8-летнее образование осуществляется за 9 лет, а 10-летнее - за 11 лет).

Учебно-воспитательная работа строится с учетом данных о состоянии здоровья детей на основе тесного контакта педагогического и медицинского персонала.

Учебно-воспитательная работа и учебные занятия проводятся в соответствии со сроками, утвержденными Министерством просвещения РСФСР для общеобразовательных школ (начало и окончание учебного года, продолжительность каникул и учебных четвертей, сроки проведения экзаменов).

Наполняемость классов - 15 - 18 учеников.

Наполняемость групп для трудового обучения - 15 - 18 воспитанников.

Комплектование указанных групп осуществляется с учетом двигательных возможностей ребенка.

Домашние задания даются воспитанникам с учетом выполнения их в пределах:

приготовительный класс - домашних заданий не дается

1 класс - домашних заданий не дается

2 класс - 1,5 часа

3 - 4 классы - 2 часа

5 - 6 классы - 2,5 часа

7 класс - 3 часа

8 - 11 классы - 4 часа

Должность воспитателя устанавливается из расчета 2,5 единицы на каждую группу.

Должность воспитателя вводится во все группы независимо от возраста детей.

22. Если воспитанник временно освобожден от пребывания в классе по медицинским показаниям, с ним проводятся индивидуальные занятия.

23. Воспитательный процесс в детском доме-интернате осуществляется учителями, классными руководителями и воспитателями в процессе обучения, трудовой деятельности, проведения внеклассных мероприятий, а также через пионерскую, комсомольскую организации и ученический совет.

24. Лечебно-производственные мастерские организуются и оборудуются с учетом возможности проведения в них трудотерапии, направленной на овладение трудовыми навыками в целях восстановления и компенсации физического дефекта воспитанника.

Организация рабочего места, установление режима работы по трудовому обучению и приспособлению оборудования проводится при участии врачей, оказывающих консультативную помощь воспитанникам детского дома, согласно рекомендациям Центрального ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов.

25. Для оказания методического руководства и практической помощи в протезировании и организации восстановительного лечения каждый детский дом-интернат закрепляется за Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом протезирования и протезостроения и Ленинградским научно-исследовательским институтом протезирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»