Приложение 20
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 25.12.97 N 380
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к медицинскому технологу
+------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ вторая ¦ первая ¦высшая ¦
¦ ¦ катег. ¦ катег. ¦ катег. ¦
+------------------------------------------------------------------+
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской + + +
Федерации об охране здоровья граждан;
- организацию лабораторной службы в + + +
стране, ее задачи, структуру и -
перспективы развития;
- значение лабораторных клинических + + +
исследований для сохранения здоровья
пациента и диагностики заболеваний;
- основы медицинской статистики, + + +
учета и анализа основных
клинико-диагностических показателей;
- основные требования к организации + + +
делопроизводства в
клинико-диагностической лаборатории;
- современные методы лабораторной + + +
диагностики; -
- виды и принципы мониторинга + + +
качества лабораторных исследований; -
- причины и условия возникновения + + +
преаналитических и аналитических
погрешностей при проведении
лабораторного анализа;
- основы техники безопасности при + + +
работе в клинико-диагностической
лаборатории;
- инструктивные материалы по + + +
соблюдению правил
санитарно-противоэпидемического
режима в клинико-диагностической
лаборатории;
- Устав и Правила внутреннего + + +
распорядка лечебно-профилактического
учреждения, должностные инструкции
клинико-диагностической лаборатории;
- основы медицины катастроф. + + +
2. Специальные знания:
- основы анатомии и физиологии; + + +
- структуру и функции органов + + +
кроветворения, нервной ткани,
пищеварительной, дыхательной,
мочевыделительной, половой и других
систем, строение и функции желез,
серозных оболочек, кожи;
- структуру и функции клетки, + + +
возрастные особенности клеточного
состава органов, тканей и
биожидкостей;
- сущность типовых патологических + + +
процессов на клеточном, тканевом, -
системном уровнях;
- лабораторные показатели + + +
функционирования человеческого -
организма в условиях нормы и
возрастном аспекте;
- общие закономерности возникновения, + + +
развития и течения патологических -
процессов и основных заболеваний
человека;
- основы функционирования здорового + + +
организма и факторы риска; -
- основные принципы взаимодействия + + +
организма человека с окружающей
средой;
- правила и способы получения + + +
биоматериала для лабораторных
исследований;
- основы лабораторной диагностики + + +
основных заболеваний системы крови, -
системы дыхания, мочеполовой системы,
системы пищеварения, печени и желчных
путей, соединительной ткани,
онкологических заболеваний,
ВИЧ-инфекций;
- основы комплексного подхода к - + +
лабораторному обследованию больного; -
- правила приготовления реактивов; + + +
- организацию внутри- и + + +
межлабораторного контроля качества - -
лабораторных исследований;
- правила подготовки пациента для + + +
различных лабораторных исследований;
- влияние биологических факторов, + + +
терапии, пищи и др. на результаты -
лабораторного анализа;
- значение и методы лабораторного - + +
обнаружения лекарственных веществ, -
ядов, токсинов в биожидкостях.
По гематологическим исследованиям:
- теорию кроветворения (кинетику + + +
клеток гемопоэза, функции, место
пребывания в организме);
- морфологию клеток гемопоэза в + + +
норме;
- понятия эффективный, неэффективный - + +
эритропоэз, мегакариопоэз, -
нейтропоэз;
- понятия эритроцитоз и эритропения, + + +
лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз
и тромбоцитопения;
- изменения показателей гемограммы - + +
при реактивных состояниях;
- изменения показателей миелограммы - - +
при реактивных состояниях;
- причины и лабораторные признаки - + +
внутриклеточного и внутрисосудистого -
гемолиза;
- особенности изменения гемограммы - - +
при заболеваниях органов
кроветворения (анемиях, лейкозах,
геморрагических диатезах и др.
заболеваниях);
- понятия о миелоидной дисплазии; - - +
- изменения миелограммы при - - +
заболеваниях органов кроветворения;
- основные принципы цитохимического - - +
анализа, диагностическое значение;
- морфологические особенности - + +
эритроцитов при различных анемиях. -
По общеклиническим исследованиям:
- значение лабораторных показателей + + +
при исследовании мокроты (физические -
свойства, морфология форменных
элементов) для диагностики
заболеваний дыхательных путей;
- основные методы и диагностическое + + +
значение исследования физических,
химических показателей мочи;
- морфологию клеточных и других + + +
элементов мочи;
- мочевые синдромы и их значение в - + +
диагностике заболеваний органов
мочевой системы;
- основные методы и диагностическое + + +
значение определения физических и
химических показателей кала;
- форменные элементы кала, их + + +
выявление;
- копрологические синдромы и их - + +
значение в диагностике заболеваний -
пищеварительной системы, печени,
поджелудочной железы;
- изменение копрологического анализа + + +
при наиболее частой патологии органов -
пищеварительной системы;
- физико-химический и морфологический + + +
состав содержимого желудка и -
двенадцатиперстной кишки;
- изменения состава содержимого + + +
желудка и двенадцатиперстной кишки -
при различных заболеваниях
пищеварительной системы;
- ликвор и выпотные жидкости - + + +
морфологический состав, -
физико-химические свойства,
лабораторные показатели при
инфекционно-воспалительных процессах,
травмах, опухолях и др.;
- морфологию и клеточный состав - + +
отделяемого женских и мужских половых -
органов;
- лабораторную диагностику мужского - + +
бесплодия; -
- гормональное зеркало; - + +
-
- основные характеристики эпителия + + +
кожи, волос, ногтей и их изменения
при различных патологических
процессах.
По цитологическим исследованиям:
- правила взятия и обработки + + +
материала для цитологических
исследований;
- морфологическую картину + + +
воспалительного процесса, -
грануломатозной и грануляционной
тканей;
- основные признаки пролиферации, - - -
дисплазии, метаплазии, фоновых
процессов;
- признаки реактивной гиперплазии, - + +
опухолевых поражений, -
метастазирования.
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические + + +
механизмы сохранения (поддержания)
гомеостаза;
- нормальную физиологию обмена + + +
белков, углеводов, липидов,
ферментов, гормонов,
водно-минерального,
кислотно-основного состояния;
- причины и виды патологии обменных + + +
процессов в организме;
- систему гемостаза; + + +
-
- патобиохимические механизмы - + +
развития основных синдромов; -
- лабораторные показатели нарушения - + +
обмена веществ при наиболее часто -
встречающихся заболеваниях;
- основные методы исследования обмена + + +
веществ, гормонов, ферментов, системы
гемостаза и др.
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические + + +
характеристики гельминтов;
- морфологические различия видов + + +
гельминтов и их яиц;
- паразитов малярии, виды, стадии + + +
развития;
- морфологию малярийных паразитов; + + +
- простейшие - вид, стадии развития, + + +
морфология;
- заболевания, вызванные простейшими; + + +
-
- правила приготовления препаратов + + +
для исследования морфологии
паразитов.
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды + + +
иммунитета;
- иммунную систему, + + +
иммунокомпетентные клетки и их
функции;
- антигены: виды, характеристика; + + +
- иммуноглобулины (антитела), + + +
классификация, структура и функции;
- взаимодействие антиген - антитело; + + +
- неспецифические факторы иммунной + + +
реактивности организма, фагоцитарная
система, система комплемента,
интерфероны и др.;
- молекулярные и - + +
молекулярно-клеточные основы -
иммунного ответа;
- трансплантационный иммунитет; - + +
-
- возрастные особенности иммунного + + +
статуса; -
- иммунодефицитные состояния; + + +
-
- иммунологическую систему при + + +
инфекциях, опухолях, -
лимфопролиферативных процессах,
заболеваниях соединительной ткани;
- аллергию и атопические заболевания; + + +
- методы оценки иммунного статуса; - + +
- методы исследования неспецифической - + +
резистентности организма, клеточного -
и гуморального иммунитета;
- изоантигены системы крови; + + +
- изоиммунизацию и аутоиммунизацию, + + +
конфликты матери и плода, иммунные и -
аутоиммунные заболевания.
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской + + +
генетики;
- понятие о наследственных болезнях и + + +
болезнях с наследственной
предрасположенностью;
- генетику человека: молекулярные и - - +
цитологические основы
наследственности;
- гены и признаки; - - +
- изменчивость: мутационная - - +
изменчивость, классификация мутаций,
мутагенные факторы.
- метод диагностики наследственных
болезней: цитогенетические,
морфологические, биохимические,
пренатальные.
3. Знания по смежным
и сопутствующим дисциплинам:
- основные принципы биомедицинской + + +
этики и деонтологии, этические
особенности поведения сотрудника
клинико-диагностической лаборатории,
основные этические проблемы при
проведении клинических лабораторных
исследований;
- представление о биосфере как + + +
системе, ее свойствах, динамике и -
перспективах развития;
- механизмы функционирования + + +
природных экосистем; -
- принципы формирования здорового + + +
образа жизни и профилактики -
заболеваний в разные возрастные
периоды;
- представление о гигиене как основе + + +
профилактической медицины;
- общие принципы фармакокинетики и + + +
фармакодинамики основных -
лекарственных средств;
- побочные действия основных групп + + +
лекарственных средств и изменения - -
результатов лабораторных
исследований;
- представление о видах катастроф, их + + +
причинах и последствиях;
- представление о наиболее + + +
распространенных патологических
процессах в организме при различных
катастрофах;
- общие принципы оказания неотложной + + +
помощи при несчастных случаях; -
- представление о типах ЭВМ, основных + + +
операционных системах, текстовых
редакторах, базах данных.
4. Умения:
- взять биологический материал для + + +
лабораторного исследования;
- организовать рабочее место для + + +
выполнения лабораторных исследований;
- организовать работу младшего + + +
(среднего) персонала в
клинико-диагностической лаборатории;
- подготовить лабораторную посуду, + + +
инструментарий и оборудование для
проведения лабораторного анализа;
- провести стерилизацию лабораторной + + +
посуды и инструментария;
- провести дезинфекцию биоматериала; + + +
- прием, маркировка и регистрация + + +
поступившего в лабораторию
биоматериала, хранение;
- регистрировать проведенные + + +
исследования;
- вести учетно-отчетную документацию; + + +
- пользоваться лабораторной + + +
аппаратурой при выполнении
лабораторных исследований и
подготовительных мероприятий;
- пользоваться методами + + +
статистической обработки исследований -
для оценки качества лабораторных
анализов;
- проводить внутрилабораторный и + + +
межлабораторный контроль качества -
лабораторных исследований;
- на основании анализа статистических + + +
показателей определить причины -
погрешностей (преаналитические и
аналитические) и разработать
мероприятия для повышения точности и
надежности лабораторных исследований;
- участвовать в разработке и - + +
внедрении новых методов лабораторного -
анализа;
- на основании результатов анализа + + +
дать качественную и количественную
оценку объекта исследований;
- дифференцировать нормальные и + + +
патологические показатели результатов
лабораторного исследования;
- по результатам анализа выявлять + + +
признаки типовых патологических -
процессов в органах и тканях;
- строить калибровочные графики; + + +
- приготовить, зафиксировать и + + +
окрасить препараты для исследования
клеточных элементов;
- отобрать материал для + + +
микроскопического исследования;
- адекватно оценивать ситуацию и + + +
оказывать первую помощь при
несчастных случаях;
- работать с ЭВМ на уровне + + +
пользователя;
- владеть техникой микроскопирования: + + +
световая микроскопия, поляризационная
микроскопия, фазово-контрастная
микроскопия, флуоресцентная
микроскопия.
По гематологическим исследованиям:
- взять капиллярную кровь для + + +
лабораторного исследования;
- определить гемоглобин; + + +
- определить свободный гемоглобин + + +
плазмы;
- подсчитать количество эритроцитов в + + +
крови;
- определить серповидность + + +
эритроцитов; -
- определить гематокритную величину; + + +
- рассчитать среднюю концентрацию + + +
гемоглобина в эритроците, средний
объем эритроцитов;
- построить график распределения + + +
эритроцитов по величине диаметра
(кривая Прайс-Джонса);
- определить осмотическую + + +
резистентность эритроцитов;
- подсчитать эритроциты с базофильной + + +
зернистостью; -
- подсчитать ретикулоциты; + + +
- подсчитать тромбоциты; + + +
- определить скорость оседания + + +
эритроцитов;
- подсчитать количество лейкоцитов; + + +
- приготовить, зафиксировать, + + +
окрасить мазки крови для подсчета
лейкоцитарной формулы;
- подсчитать лейкоцитарную формулу; + + +
- дифференцировать нормальные, + + +
морфологически измененные и
патологические клетки крови при
подсчете лейкоцитарной формулы;
- подсчитать миелокариоциты; + + +
-
- подсчитать мегакариоциты; + + +
-
- дифференцировать клетки костного + + +
мозга; -
- подсчитать сидероциты и + + +
сидеробласты (в мазках крови и
костного мозга);
- приготовить лейкоконцентрат; + + +
- обнаружить клетки красной волчанки + + +
(LE-клетки); -
- приготовить препараты крови для + + +
исследования на малярийные паразиты;
- исследовать кровь на малярийные + + +
паразиты;
- приготовить препараты для + + +
цитохимического исследования клеток
крови и костного мозга;
- определить активность ферментов в + + +
клетках крови; -
- определить липиды в клетках крови; + + +
-
- определить нейтральные + + +
мукополисахариды в клетках крови и -
костного мозга;
- определить вязкость крови. + + +
По общеклиническим исследованиям:
исследование мочи:
- определить физические и химические + + +
свойства;
- определить химические показатели + + +
мочи (белок, глюкоза, билирубин,
уробилиноиды, кетоновые тела и др.);
- провести пробу по Зимницкому; + + +
- подготовить препараты для + + +
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование + + +
осадка;
- подсчитать количество форменных + + +
элементов осадка;
исследование желудочной секреции:
- определить физические и химические + + +
свойства;
- произвести химическое исследование + + +
(кислотность, активность пепсина,
молочную кислоту);
- приготовить препараты для + + +
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование + + +
желудочного содержимого;
исследование дуоденального
содержимого:
- определить количество, цвет, + + +
прозрачность, наличие хлопьев;
- подготовить препараты для + + +
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование; + + +
исследование кала:
- определить физические и химические + + +
свойства;
- приготовить препараты для + + +
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование; + + +
- обнаружить яйца гельминтов; + + +
- обнаружить простейшие; + + +
исследование спинномозговой
жидкости:
- определить цвет, прозрачность, + + +
фибринозную пленку;
- обнаружить и определить белок; + + +
- определить количество форменных + + +
элементов (цитоз);
- дифференцировать клеточные элементы + + +
в нативных и окрашенных препаратах;
исследование экссудатов и
транссудатов:
- определить физические и химические + + +
свойства;
- обнаружить и определить белок; + + +
- приготовить препараты для + + +
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование; + + +
-
исследование мокроты:
- определить количество, цвет, + + +
характер, консистенцию, запах,
деление на слои;
- приготовить препараты для + + +
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование; + + +
-
- приготовить препараты и обнаружить + + +
гемосидерин;
- приготовить окрашенные препараты + + +
для обнаружения микобактерий
туберкулеза;
- обнаружить микобактерии + + +
туберкулеза; -
исследование отделяемого из половых
органов:
- окрасить препараты для + + +
микроскопического исследования;
- определить степень чистоты + + +
влагалищного содержимого;
- обнаружить трихомонады и гонококки; + + +
- обнаружить бледную спирохету; + + +
-
- определить гормональный профиль; + + +
-
- исследовать секрет простаты; + + +
- -
- определить цвет, количество, запах, + + +
вязкость, рН эякулята;
- приготовить препараты для + + +
микроскопического исследования
эякулята;
- определить подвижность + + +
сперматозоидов;
- подсчитать количество + + +
сперматозоидов в 1 мл и во всем -
эякуляте;
- определить "живые" и "мертвые" + + +
сперматозоиды; -
- стимулировать подвижность + + +
сперматозоидов ("оживление"); -
- обнаружить фруктозу в эякуляте; + + +
-
исследование при грибковых
поражениях:
- приготовить препараты для + + +
микроскопического исследования из
кожи, волос, ногтей;
- идентифицировать элементы в + + +
препаратах кожи, волос, ногтей.
По цитологическим исследованиям:
- приготовить стекла, фиксаторы, + + +
красители;
- окрасить цитологические препараты; + + +
- цитохимические исследования + + +
цитологического материала: -
(PAS-реакция, липиды, ферменты);
- отбор доставленного материала, + + +
приготовление и окраска препаратов
для цитологического исследования
(пунктаты из опухолей различной
локализации, транссудаты, экссудаты,
секреты, экскреты, мокрота, соскобы с
поверхности эрозий, язв, ран, свищей,
материал гинекологических осмотров,
материал, полученный при
эндоскопических исследованиях и др.);
- микроскопическое исследование + + +
материала, полученного при
гинекологических профилактических
осмотрах (скрининг).
биохимические исследования:
- определить показатели белкового + + +
обмена (общий белок, белковые
фракции, мочевину, мочевую кислоту,
креатинин и др.);
- определить показатели липидного + + +
обмена (липопротеиды, фракции
липопротеидов, холестерин,
фосфолипиды и др.);
- показатели углеводного обмена; + + +
- определить белки острой фазы + + +
воспаления (серомукоид, сиаловые
кислоты, С-реактивный белок);
- определить показатели минерального + + +
обмена в плазме крови, моче (натрий,
калий, хлориды, кальций, железо и
др.);
- показатели кислотно-основного + + +
равновесия (КОР) крови;
- определить активность ферментов в + + +
сыворотке крови и моче
(аспартатаминотрансферазы,
аланинаминотрансферазы,
креатинкиназы, лактатдегидрогеназы,
липазы, кислой и щелочной фосфатазы и
др.);
- определить показатели гормонального + + +
профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-
оксикортикостероидов и др.;
токсикологические исследования:
- определить мышьяк в крови, моче и + + +
тканях; - -
- определить ртуть в крови, моче и + + +
тканях; - -
- определить свинец в крови, моче и + + +
тканях; - -
- определить алколоиды в + + +
биологических материалах; - -
- определить снотворные и седативные + + +
препараты в биологических материалах; - -
- газохроматографический анализ + + +
летучих соединений (этанол, метанол, - -
ацетон, эфир, бензол);
показатели состояния гемостаза:
- определить активированное время + + +
рекальцификации плазмы (разными
методами);
- определить протромбиновое время + + +
(тромбопластиновое) разными методами;
- определить содержание фибриногена в + + +
плазме крови;
- определить растворимые комплексы + + +
фибриномономеров (РКФМ) или другие - -
паракоагуляционные тесты;
- определить тромбиновое время (ТВ) с + + +
протаминсульфатом н рептилазное - -
время;
- определить фибринолитическую + + +
активность плазмы; - -
- определить агрегацию и адгезию + + +
тромбоцитов; - -
- продукты деградации фиброногена + + +
(фибрина) (ПДФ);
- определить плазменные факторы + + +
свертывания крови;
- определить толерантность плазмы к + + +
гепарину или определить антитромбин
III;
- определить время кровотечения; + + +
- определить время свертывания + + +
цельной крови;
- определить степень ретракции + + +
кровяного сгустка или определить
степень ретракции плазменного
сгустка;
- аутокоагуляционный тест. + + +
- -
По паразитологическим исследованиям:
- различать на препаратах + + +
представителей класса членистоногих; - -
- идентифицировать чесоточного зудня + + +
в соскобе кожи; - -
- идентифицировать малярийных + + +
паразитов в препаратах крови; - -
- идентифицировать яйца гельминтов и + + +
личинок гельминтов в кале. - -
По иммунологическим исследованиям:
иммунологические исследования для
диагностики неинфекционных болезней и
реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе + + +
АВО;
- определить резус-фактор; + + +
- прямая проба Кумбса; + + +
- непрямая проба Кумбса; + + +
- определить антилейкоцитарные - - +
антитела
(лейколизины, лейкоагглютинины);
- определить антитромбоцитарные - - +
антитела (тромбоцитолизины);
серологические исследования для
диагностики сифилиса; серологические
реакции:
- агглютинация на стекле; + + +
- развернутая агглютинация; + + +
- пассивная агглютинация; + + +
- торможение агглютинации; + + +
-
- преципетация (кольцепреципетация и + + +
преципетация в геле);
- связывание комплемента; + + +
-
- прямая и непрямая РИФ; - + +
-
- ИФА; - + +
-
- ПЦР; - + +
-
клиническая иммунология:
- определить количество Т- и + + +
В-лимфоцитов в периферической крови; - -
- определить концентрацию различных + + +
классов иммуноглобулинов; - -
- определить фагоцитарную активность + + +
лейкоцитов; - -
- определить комплементарную + + +
активность сыворотки крови;
- определить ревматоидный фактор в + + +
сыворотке крови; - -
- определить антитела в ДНК; + + +
-
- определить антинуклеарный фактор; + + +
-
- определить циркулирующие иммунные + + +
комплексы; -
- определить альфа-фетопротеин; + + +
-
- определить активность + + +
анти-О-стрептолизина в сыворотке
крови;
- определить активность + + +
антигиалуронидазы в сыворотке крови;
- маркеры опухолей - - +
(иммунофлуоресцентный,
иммунолюминисцентный анализ и др.)
По медико-генетическим исследованиям:
- провести диагностику по половому + + +
хроматину; -
- определить Х и Y хромосому; - + +
-
- исследовать кариотип; - - +
- культивировать лимфоциты и - + +
приготовить препараты культуры -
лимфоцитов для хромосомного анализа;
- приготовить хромосомные препараты; - + +
-
- окрасить хромосомный препарат с + + +
помощью рутинной и дифференцированной
окраски;
- уметь проводить - + +
скрининг-тестирование (в зависимости -
от метода, применяемого в
лаборатории).
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.Вялков