Приложение 15
УТВЕРЖДЕНО
приказ Минздрава России
от 25.12.97 N 380
Квалификационная характеристика специалиста
с высшим биологическим образованием
В соответствии с требованиями специальности специалист с высшим биологическим образованием должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- законодательные акты о здравоохранении и нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, правовые вопросы;
- основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий в условиях страховой медицины;
- основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний;
- основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;
- основы Международной и отечественной классификации болезней (МКБ, ОКБ);
- современные направления развития медицины.
2. Специальные знания:
По общим вопросам работы в клинико-диагностической лаборатории:
- директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы;
- система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура;
- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров;
- положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий;
- основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях;
- современные методы лабораторной диагностики;
- структура и функция органов кроветворения, пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем; строение и функция желез, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи;
- структура и функция клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биологических жидкостей;
- правила и способы получения биологического материала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и других исследований;
- приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования;
- консервирование, хранение и обезвреживание биологических материалов;
- лабораторная диагностика основных заболеваний системы кровообращения и кроветворения, пищеварения, мочеполовой системы, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы;
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на результаты лабораторных исследований;
- влияние биологических факторов (возраст, пол, время года, дневные ритмы, месячные циклы и др.) на результаты лабораторных исследований;
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;
- проведение ежегодного анализа работы лабораторий с учетом профиля лечебного учреждения.