4.1. На участках с простыми инженерно-геологическими, гидрогеологическими и другими природными условиями следует проектировать с применением типовых конструкций:
насыпи железнодорожные на прочном и устойчивом естественном основании в пределах участков с поперечным уклоном местности не круче 1 : 3, высотой до 12 м - из крупнообломочных и глинистых твердых и полутвердых грунтов; до 6 м - из глинистых тугопластичных грунтов; до 20 м - из камня; насыпи автодорожные высотой до 12 м на прочном основании;
насыпи железнодорожные на болотах I и III типов (см. п. 7.2) глубиной до 4 м, на болотах II типа глубиной до 3 м; при поперечном уклоне дна болот I типа не круче 1 : 10; II типа - 1 : 15; III типа - I : 20; насыпи автодорожные на болотах глубиной до 4 м при поперечном уклоне дна болот 1 : 10 и менее в случае полного удаления болотных отложений;
насыпи на естественном основании из засоленных грунтов (см. приложение 3);
выемки глубиной до 12 м в нескальных грунтах и до 16 м - в скальных породах при благоприятных инженерно-геологических условиях;
земляное полотно в районах подвижных песков;
земляное полотно на участках с искусственным орошением.
4.2. Земляное полотно и водоотводные устройства в пределах участков со сложными природными условиями, а также в случаях необходимости применения сложных конструкций, когда устойчивость и прочность сооружения и его основания должны быть проверены расчетом, необходимо проектировать индивидуально.
К объектам индивидуального проектирования следует относить:
насыпи железнодорожные высотой более 12 м - из крупнообломочных и глинистых твердых и полутвердых грунтов; более 6 м - из глинистых тугопластичных грунтов; более 20 м - из камня; насыпи автодорожные высотой более 12 м - из нескальных грунтов;
насыпи железнодорожные в пределах болот I и III типов глубиной более 4 м и болот II типа глубиной более 3 м; при поперечном уклоне дна болот I типа круче 1 : 10, II типа - 1 : 15, III типа - 1 : 20; в пределах болот с торфом различной консистенции, не поддающихся классификации;
насыпи автодорожные на болотах глубиной более 4 м или на болотах меньшей глубины, когда не предусматривается выторфовывание, а также на болотах с поперечным уклоном дна более 1 : 10;
насыпи в пределах участков со слабыми естественными основаниями (см. п. 2.24), в том числе в местах размещения водопропускных сооружений, а также при выходе ключей в пределах основания;
насыпи на участках временного подтопления, а также на участках пересечения водоемов и водотоков;
насыпи железнодорожные на косогорах круче 1 : 5, сложенных скальными породами;
выемки в нескальных грунтах при высоте откосов более 12 м и в скальных - более 16 м при благоприятных инженерно-геологических условиях;
выемки при высоте откосов менее 16 м в скальных породах при неблагоприятных инженерно-геологических условиях, в том числе при залегании пластов горных пород с наклоном круче 1 : 3 в сторону полотна;
выемки в глинистых переувлажненных грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5 или вскрывающих водоносные горизонты;
выемки глубиной более 6 м в глинистых пылеватых грунтах в районах с избыточным увлажнением, а также в глинистых грунтах, резко снижающих прочность и устойчивость в откосах при воздействии климатических факторов;
земляное полотно в сложных инженерно-геологических условиях (на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможным развитием оползней, обвалов, осыпей, каменных россыпей, снежных лавин, селей, оврагов, карста, наледей, подземного льда);
земляное полотно из сильнонабухающих глинистых грунтов;
земляное полотно, при сооружении которого используется гидромеханизация и массовые взрывные способы производства работ;
земляное полотно в районах с сейсмичностью более 9 баллов (для железных дорог I и II категорий);
водоотводные и дренажные устройства и сооружения.