Утверждены
МПС 24.08.65
по согласованию с СНХ СССР
и Госарбитражем СССР
Правила перевозок хлебных
и других грузов насыпью
1. Рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, просо, кукуруза в зерне и в початках, семена масличных и бобовых культур, рис нерушеный, мучка, вика, мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма допускаются к перевозке по железным дорогам насыпью при дверных заграждениях (щитах), предоставляемых железной дорогой.
При перевозке проса, семени льняного и горчичного, сорго, чумизы стены вагона и щиты грузоотправитель оклеивает бумагой или другими материалами.
Другие зерновые грузы, а также мука, крупа и семена калиброванной кукурузы перевозятся только в таре.
2. Перевозка хлебных грузов насыпью производится в крытых вагонах со съемными и несъемными дверными щитами и самоуплотняющимися дверями. Указанные вагоны имеют следующие отличительные признаки:
все четырехосные вагоны с несъемными дверными щитами имеют трафарет о вместимости кузова 106 куб.м;
вагоны, оборудованные самоуплотняющимися дверями, имеют трафарет об объеме кузова 120 куб.м и в нижней средней части двери четырехугольный разгрузочный люк.
Перевозка хлебных грузов насыпью со съемными хлебными щитами может производиться в любом типе крытого вагона.
В вагонах с объемом кузова 120 куб.м, не оборудованных самоуплотняющимися дверями, перевозка хлебных грузов производится с установкой съемных хлебных щитов.
3. Крепление съемных хлебных щитов в вагоне производится силами и средствами грузоотправителя. Щиты прибиваются (через отверстия в металлических личинках щита) к дверным стойкам вагона с каждой стороны двумя гвоздями длиной не более 100-110 мм.
Прибивать гвоздями люковые задвижки хлебных щитов запрещается.
4. При перевозке зерна насыпью (ржи, пшеницы, ячменя, овса, кукурузы в зерне), гороха, гречихи в четырехосных крытых вагонах со съемными и несъемными щитами размещение груза должно производиться на 10 см ниже верхней кромки щита в дверном проеме вагона. При этом начало подъема зерна (ржи, пшеницы, ячменя, овса, кукурузы в зерне) под углом естественного откоса в сторону торцовых стен вагона должно быть удалено от края хлебного щита на расстояние не менее 100 см (см. схему), для гороха и гречихи - на расстояние не менее 150 см.
Просо, семя льняное, горчичное и рыжика загружаются на 10 см ниже верхней кромки хлебного щита без подъема к торцовым стенам вагона.
В четырехосные крытые вагоны, оборудованные самоуплотняющимися дверями, загрузка зерна производится через люки, расположенные в крыше вагона.
При погрузке грузов насыпью или навалом выше уровня люков люковые отверстия вагонов грузоотправитель должен плотно закрыть и с внутренней стороны заделать мешковиной или плотной бумагой в несколько слоев.
5. Под погрузку хлебных грузов подаются исправные и очищенные, а в необходимых случаях и промытые вагоны, которые до подачи под погрузку осматривает работник станции.
После промывки вагонов погрузка зерна производится без просушивания вагонов, но с протиркой пола силами и средствами железной дороги.
Отправитель обязан перед погрузкой убедиться, что вагоны и щиты исправны в коммерческом отношении, очищены, не заражены вредителями, не имеют отверстий и щелей, через которые может произойти утечка зерна.
По договоренности управления дороги с соответствующими областными, краевыми и республиканскими (автономными) управлениями хлебопродуктов и комбикормовой промышленности предварительный осмотр годности вагонов для погрузки зерна на период массовых перевозок может производиться представителем грузоотправителя на пунктах промывки и подготовки вагонов.
6. Хлебные грузы, семена масличных и бобовых культур должны предъявляться к перевозке при сертификатах Государственной хлебной инспекции или при удостоверениях о качестве организаций хлебопродуктов и Министерства обороны.
При перевозке хлебных грузов на экспорт по накладной прямого международного железнодорожного сообщения приложение к накладным сертификатов Государственной хлебной инспекции не обязательно. В этом случае грузоотправитель обязан в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" сделать отметку: "Приложение сертификата не требуется".
7. Перевозка зерна влажностью до 16%, а проса до 15% включительно производится на общих основаниях как в прямом железнодорожном сообщении, так и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Зерно влажностью свыше 16% и просо влажностью свыше 15% могут перевозиться только с разрешения Государственного комитета заготовок Совета Министров СССР* и МПС.
---------------
* В настоящее время Министерство заготовок СССР.
8. Зараженное зерно может перевозиться на предприятия, выделенные для переработки такого зерна. Дезинсекция вагонов и хлебных щитов после перевозки зараженного зерна производится средствами и за счет организаций хлебопродуктов.
Дезинсекция вагонов и щитов производится в порядке, устанавливаемом договорами между управлениями железных дорог и управлениями хлебопродуктов.
После производства дезинсекции организации хлебопродуктов обязаны выдать станции справку о том, что вагоны и щиты обеззаражены.